'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 332

Просмотры  39 просмотров

Романенко Я.С.

  


МЕДИАОБРАЗ МОСКОВСКОГО ЗООПАРКА: АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОГО И КОММУНИКАЦИОННОГО ВОСПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в докладе рассмотрено понятие медиаобраза, на основе анализа нескольких научных статей выявлены основные особенности данного явления, а также способы его формирования. Проведен анализ медиаобраза Московского зоопарка на основе анализа материалов федеральных и региональных СМИ, предоставленных за последний год, информации социальных сетей, а также отзывов пользователей сети Интернет. Сделаны выводы о характере и тональности медиаобраза, и о различиях его формирования в СМИ и в социальных сетях.   

Ключевые слова:
медиаобраз, зоопарк, аудитория, социальная сети, СМИ   


В век активного развития цифровых технологий и средств массовой информации большая часть повседневной жизни каждого из нас проходит в медиапространстве, где под воздействием разного рода информации у нас складываются определенные образы самых разных объектов окружающего мира.В связи с данным явлением все большую популярность приобретает понятие «медиаобраз», которое описывает представление о конкретном объекте, сформированном в медиапространстве. Однако, несмотря на растущую популярность данного термина, само явление медиаобраза изучено не полностью, чем и объясняется повышенный интерес к данной теме со стороны теоретиков и практиков в области массовых коммуникаций.Медиаобраз и основные направления его изучения.Определенный промежуток времени под медиаобразом понимался продукт деятельности профессиональных журналистов, представленный как совокупность рациональных и эмоциональных представлений, сформированный под воздействием информации, полученной из СМИ. Данное трактование понятия «медиаобраз» представлено в статье Т.Н. Галинской, где утверждается, что в узком значении медиаобраз представляет собой фрагмент реальности, описанный в текстах профессиональных журналистов и отражающий исключительно их мировоззрение, ценностные ориентиры и политические предпочтения. Журналисты, основываясь на своих субъективных представлениях создают образы, фрагменты реальности, воздействуя на аудиторию и влияя на массовое сознание реципиентов.В то же время, с развитием информационного пространства все больше участников становились его частью, а значит и феномен медиаобраза стал нуждаться в более широком понимании значения. Так, в той же статье Т.Н. Галинской представлено широкое значении данного феномена, которое гласит, что медиаобраз – это образ реальности, конструируемый всеми текстами, находящимися в медиапространстве.В практической работе мы будем опираться на составленное нами определение «медиаобраза»: медиаобраз — это образ реальности, стихийно сформированный в сознании человека и основанный на информации, полученной из медийного пространства.Способы формирования медиаобраза.Научных работ, посвященных теме исследования медиаобраза, очень мало, однако многие деятели наук уверены, что формирование медиаобраза — это сложный процесс.Исследователь Марущак А.В. говорит о том, что медиаобраз — это «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ». Это высказывание наталкивает читателей на мысль о том, что именно средства массовой информации являются источником формирования медиаобраза. А.С. Салтыкова также считает, что именно благодаря СМИ складывается медийный образ объектов: «совокупность эмоциональных и рациональных представлений о реальности, основанных на информации, получаемой массовой аудиторией из средств массовой информации». Однако, А.С. Салтыкова дополняет определение указанием на то, что реципиентом является массовая аудитория.«В эпоху современного информационного общества представления людей о мире и происходящих в нем процессах в значительной мере формируются средствами массовой коммуникации» - как и многие учёные, Т.Н. Громова уверяет, что СМИ, блоги и социальные сети влияют на сознание людей, что делает сеть источником формирования медиаобраза. Автор делает акцент на том, что СМИ — это лишь один из компонентов создания медиаобраза, помимо которого существует огромное количество информационных порталов: блогов, страниц в социальных сетях, сайтов-отзовиков, видеоканалов.Формирование медиаобраза московского зоопарка в исследуемых СМИ.Средства массовой информации имеют значительное влияние на массовую аудиторию, в частности, путем воздействия на массовое сознание и мировоззрение аудитории. Все это в итоге приводит к формированию особой картины мира у каждого адресата, а именно к формированию определенного медиаобраза.В качестве эмпирического материала исследования выступил корпус текстов, полученный по данным ресурса «Медиалогия» за период с апреля 2022 года по апрель 2023 года.Московский зоопарк довольно часто попадает в поле внимания федеральных и региональных СМИ. Так, названный ресурс показывает, что всего за рассматриваемый период насчитывается 3165 публикаций, из них 1656 публикаций в федеральных СМИ, и 1509 в региональных источниках, в которых так или иначе конструируется медиаобраз Московского зоопарка.Так, с учетом проанализированных нами публикаций в региональных и федеральных СМИ можно сделать вывод, что конструируемых медиаобраз Московского зоопарка в печатных и интернет-СМИ характеризуется доминированием позитивных черт. При этом, следует отметить, что негативные публикации, находясь в меньшинстве, активнее влияют на формирование медиаобраза Московского зоопарка.Позиционирование Московского зоопарка в социальных сетях.С каждым годом все больше возрастает роль социальных сетей, которые служат каналом коммуникации людей по интересам. Однако сегодня социальные сети уже не являются исключительно платформой для общения, их возможности можно эффективно использовать для формирования общественного мнения и продвижения определённого медиаобраза. Так, в контексте изучения медиаобраза Московского зоопарка, сформированного профессиональными деятелями медийного пространства, будут рассмотрены основные официальные страницы объекта в следующих социальных сетях: ВКонтакте, Телеграмм, Одноклассники, ТикТок.Проанализировав социальные сети, которые ведет Московский зоопарк, можно отметить больше положительный вклад в формирование медиаобраза. Зоопарк выкладывает посты часто и регулярно, лента разнообразна, встречается как развлекательный, так и образовательный контент, что говорит об активном взаимодействии объекта с аудиторией. а судя по количеству подписчиков в каждой социальной сети, людям нравится следить за обновлениями заведения и участвовать в интерактивах, проводимых зоопарком регулярно, на основании чего можно сделать вывод и о вовлеченности посетителей в деятельность зоопарка.Отображение медиаобраза московского зоопарка пользователями сети интернет.В социальных сетях, благодаря платформам Telegram, ТикТок и ВКонтакте, пользовательские комментарии среди молодой аудитории в отношении зоопарка чаще становились положительными, реже отрицательными, однако такие критерии, как взаимодействие администрации зоопарка с аудиторией, активность данной аудитории, общественное мнение, выраженное в блогах, показывают отрицательный результат, следовательно, это говорит о формировании негативного медиобраза. Социальная сеть Одноклассники, в которой преобладает аудитория старше молодого возраста, так же создаёт негативный медиаобраз, так как нет взаимодействия аудитории с объектом. Отметим, что фотоматериалы, представленные на сайтах, а также на платформах Яндекс и Google, положительно сказываются на медиаобразе Московского зоопарка, в отличие от видеоматериалов, находящихся в медиапространстве на платформе YouTube. Кроме того, сайты Tripadvisor, Irecommend и Otzovik формируют негативный медиаобраз изучаемого объекта, так как пользователи честно выражали своё мнение на данных сервисах.Вывод.Так, нами был проведен анализ федеральных региональных СМИ и социальных сетей, которые ведет сам Московский зоопарк. Можно сказать, что зоопарк формирует преимущественно положительный медиаобраз, так как наблюдается высокая степень взаимодействия объекта с аудиторией как на официальном сайте, так и в социальных сетях, также на основе анализа официального сайта можно выделить явные конкурентные преимущества зоопарка, выражающиеся в необычных форматах организуемых мероприятий. Анализ СМИ показал преобладание положительно окрашенных информационных поводов, а весь новостной поток за последний год отличается явной эмоциональной привлекательностью.Что касается анализа медиаобраза, отраженного пользователями глобальной сети, то можно увидеть серьезные отличия. Так, рассмотрев отзывы посетителей на специализированных сайтах, можно заметить формирование больше негативного медиаобраза. Пользователями отмечается низкий уровень взаимодействия администрации зоопарка с посетителями, а репутация зоопарка сильно ухудшается на основании большого количества отзывов про антисанитарию, неухоженных животных, проблемы с навигацией и халатность сотрудников. Формирование негативного медиаобраза можно отметить и по активности пользователей в социальных сетях. Так, критерии взаимодействия администрации зоопарка с аудиторией, активности данной аудитории и общественного мнения, выраженного в блогах, показывают отрицательный результат. Также стоит отметить большой охват аудитории, присущий изучаемому объекту. Анализируя комментарии разных социальных сетей, можно заметить тенденцию разделения целевой аудитории, среди пользователей старшего возраста формируется более негативный медиаобраз, чем среди молодой аудитории. И несмотря на то, что фотоматериалы положительно сказываются на медиаобразе Московского зоопарка, этого недостаточно чтобы нивелировать негативное отношение пользователей.Таким образом, сравнивая медиаобраз, конструируемый самим зоопарком, с отображением медиаобраза посетителями, можно сказать, что складывается весьма противоречивый медиаобраз, который, с одной стороны, рисуется вполне положительным, но если углубляться в его анализ, то можно заметить преобладание негативного отношения к объекту среди посетителей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Романенко Я.С. МЕДИАОБРАЗ МОСКОВСКОГО ЗООПАРКА: АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОГО И КОММУНИКАЦИОННОГО ВОСПРИЯТИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2642 - 2649. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24208 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24208



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.