'
Захарова К.А., Шарапова Н.В.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ *
Аннотация:
в данной статье выделены основные элементы стратегического управления организации, дана их общая характеристика, а также перечислены инструменты, с помощью которых организация может реализовать те или иные этапы стратегического управления, что позволит, в свою очередь, организации усилить свой потенциал и конкурентоспособность на рынке. Выбор инструмента зависит от места организации на рынке, от внутренней и внешней среды, в которой она находится
Ключевые слова:
стратегическое управление, этапы стратегического управления, инструменты стратегического управления
В последнее время роль стратегического управления, дающего возможность организации выжить на конкурентном рынке в долгосрочной перспективе, сильно возросла. Организациям, принимая во внимание жесткую конкуренцию и стремительно изменяющуюся внешнюю среду, необходимо концентрировать внимание не только на внутреннее состояние, но и вырабатывать долгосрочную стратегию выживания и роста, что и обосновывает актуальность данной статьи. Потребность во внедрение стратегического управления в российских условиях обусловлена тем, что в последнее время кардинально изменилась внешняя обстановка, в которой функционируют отечественные организации. Нестабильное экономическое положение большинства организаций взаимосвязано с отсутствием управленческих способностей, экономических знаний и навыка работы у руководителей в условиях жесткой конкуренции и быстро изменяющейся внешней среды [3]. Также необходимость в стратегическом управлении связана с уходом от централизованного планирования и экономическими преобразования в России. И учитывая, что роль средних и малых организаций возросла в стране, они тоже нуждаются в применении идей и принципов стратегического управления [7]. Итак, дадим определение стратегическому управлению. Стратегическое управление – это управление организацией, опирающееся на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирующее на вызов со стороны внешнего окружения, проводящее своевременные изменения в организации, которые позволяют добиться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [1]. Стратегический анализ является основной для утверждения стратегических решений по управлению организацией. Благодаря стратегическому анализу происходит выбор стратегии на основе соотнесении потенциала организации с возможностями и угрозами внешней среды, в которой работает организация. Основой для принятия стратегических решений в рамках управления организацией является стратегический анализ. При стратегическом анализе происходит выбор стратегии путем оценки и сопоставления ресурсов организации с возможностями и угрозами внешней среды, в которой она находится [5]. Стратегический анализ ориентирован на исследование существующих параметров и их взаимодействие во внешней среде организации, в том числе политические, технологические и социальные факторы, которые влияют на его функционирование и такие экономические характеристики, как спрос, структура и динамика развития товарных и финансовых рынков и финансовых рынков, конкурентная ситуация, потребительские особенности, возможности и угрозы со стороны рынка, которые могут влиять на успешность реализации стратегии. Следующий этап стратегического управления – стратегическое планирование. Стратегическое планирование подразумевает под собой процесс создания стратегического плана посредством определения целей и критериев управления, исследования проблем и среды, формулирования стратегических идей и конкурентных дооснастив организации. Стратегическое планирование включает в себя следующие пункты: создание списка противоречий в развитии организации и разработка на основе этих противоречий путей и способов их устранения; выявление стартового потенциала организации и ее возможностей в разрешении проблем развития и выделенных задач с целью достижения поставленных задач; классифицирование, оценка и анализ факторов внешней среды по направления экономической деятельности и экономических отношений; оценка количественных и качественных результатов организации [2]. Этапом, следующим после стратегического планирования, следует формулирование и выбор стратегии. Данный этап представляет собой определение основного направления, характера движения, путь, следуя которым организация сможет достичь намеченных целей. И наконец, последний этап стратегического управления – этап оценки и контроля реализуемой стратегии. Данный этап связан с изменениями, происходящими как во внутренней, так и во внешней среде организации, которые приводят к вынужденной корректировке изначально выбранной стратегии. В связи с этим, могут быть уточнены цели, переориентирована деятельность организации, преобразована ее политика, бюджет, структура, технологии производства и управления, направления работы с персоналом, пересмотрены системы оплаты труда и многое другой. Так как конечный результат стратегического управления заключается в усилении потенциала организации, посредством которого она сможет достигнуть долгосрочных целей, и в повышении уровня конкурентоспособности, важным является гибкая стратегия.
Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 3
Ссылка для цитирования:
Захарова К.А., Шарапова Н.В. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (21) том 3. С. 105 - 109. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2444 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*