'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  80 просмотров

Шумов М.В.

  


АТМОСФЕРНОСТЬ ТИШИНЫ КАК ФУНКЦИЯСРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается тишина как средство звуковой выразительности, а также выделяются функции тишины в кино. Подробно на примерах рассматривается атмосферная функция тишины   

Ключевые слова:
Средства звуковой выразительности, функции тишины, тишина, атмосферная тишина   


Тишина – отсутствие каких-либо звуков, то есть акустических раздражителей органа слуха человека. Ошибочно считать, что тишина – это полное отсутствие всех звуков в звукозрительной фразе. Авторами произведения сознательно отсекаются лишь самые главные звуки – те, отсутствие которых будет создавать сильнейшее эмоциональное воздействие на эпизод. Тишина – это пространство, в котором не отсутствуют звуковые элементы, а наоборот присутствуют, но мы их по задумке автора не слышим. Именно поэтому, при просмотре фильма нам легко считать эмоциональный настрой эпизода. Тишиной в эпизоде режиссер как бы ставить тире между двумя кадрами для осмысления идеи истории. И вот задача этого «тире» не разрушить архитектоническое построение истории, а, наоборот, связать создавая зачастую более сильную эмоциональную атмосферу чем другие средства звуковой выразительности – речь, музыка, шумы. Тишина, взаимодействуя со многими звуковыми элементами эпизода обладает многочисленными выразительными функциями Из всего ряда функций выделим три по мнению автора наиболее важные. 1. Атмосферность тишины; 2. Символика и образность тишины; 3. Субъективное восприятие окружающего мира. В данной статье рассмотрим первую функцию – тишина создает атмосферу эпизода. Полное или частичное отсутствие звуков наделяет кинокадр спокойствием, умиротворением, задумчивостью, лирикой. Обычно эта тишина присутствует в пейзажных эпизодах. Так очень часто подобную тишину в своих лирических картинах использует режиссер Эльдар Рязанов. Например, в фильме «Жестокий романс» тишиной наделены кадры туманной Волги, осенние пейзажи усадьбы Огудаловых. Режиссер в этих эпизодах отказывается от музыки и навязчивых шумов растягивая кадры во времени и наделяя их унылой лирикой. В фильме «Тихие омуты» Эльдар Рязанов с помощью тишины снова наделяет одноименный поселок свободой, безграничностью, легкостью, делая это в противовес нагнетающему городу, в котором герой Александра Абдулова «связан по рукам и ногам» и кажется навеки заточен в «каменные джунгли». Перед нами две крайности – глухая деревня на берегу реки, «захлебывающаяся в тишине» и шумный рутинный город, «засасывающий в себя» всех, кто влечется за интересной жизнью. Режиссер, накаляя конфликт внутри главного героя заставляет его выбрать тишину, спокойствие, свободу, с помощью которых и создает атмосферу нового пристанища героя Абдулова. В подобной функции участвует тишина в польском фильме «Канал», где после сцен обороны последнего своего участка повстанцы спускаются в канализационные сооружения предместья, чтобы добраться до свободного района, и их внезапно охватывает тишина подземного мира. Контраст с пальбой на поверхности земли весьма красноречив, так же, как и контраст между царящим внизу мраком и резким светом сцен боя. Через некоторое время эта тишина нарушается едва слышными высокими нереальными звуками, которые подчеркивают безмолвие подземных ходов. Здесь тишина служит главной темой эпизода и подчеркивается минимальными звуковыми явлениями, как это бывает часто в действительной жизни: мы воспринимаем тишину именно благодаря тому, что слышим слабые звуки, которые в обычной обстановке не доходят до нашего восприятия. Здесь тишина в первую очередь служит для характеристики окружающего мира. Нельзя сказать, что для кино тишина явление уникальное или редкое. Однако тишина – «сильнейшее оружие» в арсенале режиссера. Включая тишину в историю режиссер как бы вызывает зрителя на бой провоцируя его и заставляя испытывать сильные эмоции. Умелое использование тишины в фильме помогает зрителю погрузиться в атмосферу, раскрыть характер героев и понять главную мысль произведения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шумов М.В. АТМОСФЕРНОСТЬ ТИШИНЫ КАК ФУНКЦИЯСРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (21) том 4. С. 88 - 90. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2484 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2484



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.