'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  96 просмотров

Коровашкова Т.Д., Бакаева А.С.

  


ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
в рамках данной работы автором проводится исследование налоговой системы и налогового права России, дается понятие налоговой политики с позиции разных авторов, на основании чего автор делает вывод о сущность налоговой политики. Приводится отличие налоговой политики от правовой политики. В заключении определяется роль государства в проведении правовой политики в сфере налогообложения   

Ключевые слова:
налоговое право, налоговая система, налогообложение, налоговая политика, правовая политика, правовая политика налогообложения   


Каждое современное прогрессивное государство в своем функционировании так или иначе связано с налоговой системой. Кроме того, каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с налогами и знает, что это такое. В налоговых отношениях в конкретных случаях принимают участие и прочие субъекты, к примеру, работодатели при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы собственных сотрудников. Налоги и сборы — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов. Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства, поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю. Налоговое право является одной из наиболее политически напряженных отраслей права. Каким же образом политические установки, программы, государственная политика влияют на налоговое право, а налоговое право, в свою очередь, воздействует на политику государства? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику термина «правовая политика». С некоторых пор категория «правовая политика» стала весьма популярной в отечественной юриспруденции. К сожалению, до сих пор отсутствует единое понимание этого явления. Определим, существует ли правовая политика как самостоятельное явление, либо это абстракция, не имеющая под собой реального основания. Ответ на этот вопрос возможен при подходе к рассмотрению правовой политики как в широком, так и в узком смысле. Первый подход сформулирован профессором Н.И. Матузовым, который характеризует правовую политику как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок в сфере действия права и посредством права» А.А. Тедеев предлагает понимать под правовой политикой систему идей и установок, реализуемых органами публичной власти в их юридической деятельности. По мнению ученого, правовая политика — это не просто набор действий, а определенный замысел, программа. В состав правовой политики входят не любые установки и идеи, а лишь те, которые применяются в практической деятельности органов публичной власти. Правовая политика — это особый срез правовой идеологии, переход правовой идеологии в реальность.  Второй подход прослеживается в работах дореволюционных российских ученых. Так, Г.А. Ландау определял правовую политику (политику права) как прикладную дисциплину, в рамках которой занимаются поиском методов достижения требуемых результатов в праве. Современным продолжателем изложенной дефиниции правовой политики является известный теоретик права профессор А.В. Малько. Согласно его позиции, правовая политика — это «научно обоснованная последовательность и системная деятельность соответствующих структур (прежде всего государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина…» Сторонники широкого понимания правовой политики предлагают рассматривать ее как системную деятельность государственных и негосударственных структур. Однако негосударственные структуры не являются участниками правотворческого процесса и не могут создавать механизм правового регулирования. По мнению автора, правовую политику следует определять как политикоправовые идеи, специальные политические программы и манифесты, закрепленные в нормативных правовых и индивидуальных правовых актах, создающие определенный правовой эффект в реальной действительности. Иными словами, в структуру правовой политики входят: 1) политические идеи, сформулированные в виде специальных программ и манифестов; 2) нормативные правовые и индивидуальные правовые акты, с помощью которых фиксируются эти политические идеи; 3) реальная правовая ситуация, действительность, возникающая в результате реализации этих идей, политических установок и правовых взглядов. С определенной степенью условности в структуру правовой политики могут быть включены предлагаемые отдельными исследователями политико-правовые отношения, формы, средства правовой политики, содержание, объекты и субъекты правовой политики. Попытки включить субъекты правовой политики в исследуемую структуру вызывают определенный интерес. Однако правовые акты, в которых выражаются политико-правовые установки, принимаются уполномоченными законом субъектами правотворчества (парламентом — в отношении законов, исполнительной властью — в отношении подзаконных актов, судами — в отношении судебных решений). это воплощение политико-правовых идей в актах налогового законодательства и реализация этих актов с целью решения политических, социально-экономических и финансовых задач, стоящих перед государством и всем обществом. Правовая политика в сфере налогообложения может осуществляться только государством в лице его органов, а результаты такого осуществления могут сказаться как на государстве, так и на отдельных членах общества, всем обществе в целом. Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях, охватывает выработку концепции налоговой системы, анализ поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ, рассмотрение направлений реформирования налогообложения и разработку мер по улучшению социального и экономического развития общества. Главное отличие налоговой политики от правовой политики в сфере налогообложения состоит, на наш взгляд, в том, что налоговая политика разрешает именно экономические вопросы, в то время как правовая политика в сфере налогообложения имеет несколько иное назначение. Для налоговой политики основной целью являются пополнение бюджета и т. д. Для правовой политики в сфере налогообложения главное — достижение политических целей, направленных на удовлетворение определенных потребностей общества, завоевание популярности у конкретных групп населения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Коровашкова Т.Д., Бакаева А.С. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ // Вестник науки №12 (21) том 4. С. 104 - 108. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2488 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2488



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.