'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  108 просмотров

Малхасян Т.В.

  


ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены способы защиты прав потребителей, определены соответствующие пробелы в законодательстве РА относительно регулирования защиты прав потребителей, связанные с электронным товарооборотом. Актуальностью данной статьи является усовершенствование закона РА «О защите прав потребителей»   

Ключевые слова:
защита прав потребителей, электронный товарооборот, возврат товара, способы защиты пра   


В повседневной жизни все мы ежедневно совершаем мелко-бытовые сделки, являемся потребителями и стороной договора купли-продажи, пользуемся различными услугами и выполнениями работ. Для всего этого нам нужно знать свои права и способы защиты этих прав в случае их ущемления. Способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации прав потребителей. В данной статье мы представим способы и формы защиты, а также представим какие недостатки есть в законе «О защите прав потребителей», а также представим некоторые положения, которые можно добавить в действующий закон. В настоящее время для защиты прав потребителей в законодательстве используются три основных гражданско-правовых способов защиты: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков. В первую группу входят все те меры, которые потребитель предпринимает для осуществления защиты своих прав самостоятельно, без обращения в суд или в соответствующие другие органы. Условно самозащиту можем разделить на два вида: обращение в организацию с заявлением на восстановление нарушенного права, например, возврат или замена товара, и второй вид, письменная жалоба или притензия на имя руководства организации, предоставляющей услуги или продавшего товар. Прекращение или изменение правоотношения допустимы лишь в прямо предусмотренных законом или договором случаях. Применение данного способа защиты в большинстве случаев позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица, заинтересованного в преобразовании правоотношения. Основанием прекращения или изменения правоотношения является установление юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Например, продажа товаров или оказание услуг ненадлежащего качества; несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья; предоставление недостоверной или неполной информации о товарах и услугах. Детально рассмотрим в каких случаях какие способы устанавливает закон РА для изменения или прекращения правоотношения, а также возмещение убытков. В законе о защите прав потребителей РА устанавливается, что в случае предоставления потребителю: неполной, недостоверной информации; услуги или работы, выполненной ненадлежащим образом; информации о продавце, производителе, повлекшее к приобретению потребителем товара, не имеющего нужные признаки - потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать полное возмещение вреда. Важно отметить, что в этом случае потребитель должен вернуть производителю, продавцу или лицу, выполняющему работу или услугу, товар или работу/услугу. Если потребитель не может использовать товар, работу или услугу по назначению, то последний имеет право потребовать предоставления информации об использовании по возможности в краткие сроки. Если продавец или производитель не уложился в сроки, то и в этом случае потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения вреда.  Закон устанавливает, что в случае ущемления прав потребителя, производитель, продавец или лицо, выполняющее работу или услугу несет ответственность, установленную законом или договором. Вред подлежит возмещению в полном объёме, должны выплачиваться также штрафы и неустойки, установленные договором или законом. Возмещение вреда в полном объёме и выплата неустойки не освобождает продавца, производителя от выполнения обязательств перед потребителем в натуре. Продавец, производитель освобождаются от ответственности, если докажут, что выполнение обязательств надлежащим образом было невозможно вследствие непреодолимой силы или при нарушении установленных правил поведения со стороны потребителя или действий третьих лиц. Рассмотрим некоторые проблемы, которые возникают в случае возмещения убытков. Гражданский Кодекс РА дает понятие о возмещении убытков. Под убытками в гражданском законодательстве согласно ст.17 ГК РА понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода). Как видно из данного определения, традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РА, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды. Исходя из редакции Закона «О защите прав потребителей РА», где потребитель определяется как «гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) для личных, семейных нужд, не связанных с извлечением прибыли», в юридической литературе было справедливо замечено, что убытки потребителю должны возмещаться лишь в части реального ущерба. Рассмотрим какие права и способы защиты имеет потребитель, когда ему продают товары. Потребитель, которому был продан ненадлежащего качества товар и, если продавец предварительно не информировал о его дефектах, потребитель имеет право требовать: а) безвозмездное устранение недостатков или возмещение затрат потребителя, которые были направлены на устранения этих недостатков

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Малхасян Т.В. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Вестник науки №12 (21) том 4. С. 109 - 117. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2489 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2489



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.