'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  83 просмотров

Мерекеева Д.А.

  


СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВВ РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА *

  


Аннотация:
Статья посвящена вопросу свободы движения товаров, а именно казахстанской алкогольной продукции на рынок Российской Федерации. Причиной для изучения подобного вопроса послужил тот факт, что в настоящее время казахстанские предприятия сталкиваются с трудностями при экспорте алкоголя в Российскую Федерацию. Прежде чем связать проблему поставки непосредственно с наличием барьера, был проведен анализ влияния акциза на стоимость товара, а в последующем на его спрос, а также связь производства товара с его потреблением с тем, чтобы выявить возможные проблемы с производством на рынке Республики Казахстана. В результате чего, пришли к выводу о наличии препятствия со стороны Российской Федерации с целью защиты отечественного производителя   

Ключевые слова:
ЕАЭС, Республика Казахстан, Российская Федерация, свобода движения товаров, акциз, спрос, алкогольная продукция, обеспечительный платеж   


На сегодняшний день остро стоит проблема существования препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. С момента формирования Союза и по сей день государствами-членами совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) предпринимались множество попыток решения данной проблемы. Однако, несмотря на это, на рынке по сей день наблюдается сохранение препятствий. Алкогольная продукция – товар в праве ЕАЭС. Для начала необходимо отметить, что речь в статье идет непосредственно об алкогольной продукции. Даже с учетом ее особенностей, алкогольная продукция, в первую очередь, является товаром. Договор о ЕАЭС, несмотря на то, что термин «товар» упоминается 1623 раза, не предусматривает значение данного понятия. Положения Договора, в частности ст.2 указывают на то, что «…Иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему» [1]. Следовательно, ввиду отсутствия значения в самом Договоре, ссылаясь на ст.2 для определения значения понятия «товар» был применен Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее Протокол), потому что именно данный Протокол содержит значение термина «товар». Согласно Протоколу под «товаром» понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии [2]. Одним из существенных факторов, который позволяет нам оценить алкогольную продукцию в качестве товара в праве ЕАЭС, является ее содержание в ТН ВЭД ЕАЭС (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), в котором объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле [3]. Отнесение алкогольной продукции к ТН ВЭД, во-первых, позволяет классифицировать его как товар, а также позволяет участникам реализовывать меры по оформлению и торговле товаром. Ко всему прочему, государства-участники Союза с момента его формирования стремятся создать единый алкогольный рынок путем гармонизации ставки акциза на алкоголь, тем самым создать благоприятные условия для свободного движения алкогольной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС [4]. В сентябре 2019 года Совет ЕЭК одобрил соглашения о ведении налоговой политики в области акцизов на табак и алкоголь [5]. В результате чего было принято Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов ЕАЭС (далее Соглашение). Ст.1 Соглашения указывает на предмет «…обеспечение условий для создания алкогольного рынка в рамках ЕАЭС…» [6]. Можно сделать вывод, в отношении того, что единый алкогольный рынок:  во-первых, позволит увеличить доходы национальных бюджетов;  во-вторых, благодаря единому алкогольному рынку уменьшаться объемы движения контрафактной, нелегальной алкогольной продукции;   в-третьих, будет способствовать устраненению имеющихся препятствий свободного движения продукции на внутреннем рынке. Вопросы создания единого алкогольного рынка в рамках ЕАЭС в контексте настоящего исследования позволит нам подвтердить тот факт, что алкогольная продукция является товаром, ведь формирование единого рынка подразумевает создание таких условий с тем, чтобы товары свободно перемещались на внутреннем рынке. Таким образом, несмотря на специфические свойства алкогольной продукции, а также вероятности нанесения вреда здоровью населения при ее употреблении, право ЕАЭС определяет алкоголь как товар, которому обеспечивается свобода движения в рамках Союза. Так как наша статья посвящена непосредственно обороту казахстанской алкогольной продукции в рамках Союза, остановимся подробнее на торговых отношениях Республики Казахстана с одним из участников Союза, с Российской Федерацией. Особый акцент на отношения этих стран по данному вопросу, как было уже отмечено, связан с тем, что казахстанский алкоголь по последним данным НПП «Атамекен» не может попасть на рынок России [7]. Для того чтобы наглядно показать текущее состояние объемов поставки казахстанской алкогольной продукции на рынок России, в работе была использована статистика поставок с 2014 по 2019 годы. Подобный период времени выбран с тем, чтобы получить ответы о том, насколько алкогольная продукция свободна в передвижении на внутреннем рынке Российской Федерации или наоборот, позволит нам констатировать наличие препятствий при реализации свободы движения товара. Руководствуясь статистическими данными внешней и взаимной торговли, представленных Департаментом по статистике при ЕЭК, а также данные Комитета по статистике МНЭ РК и Минэкономразвития РФ, за период времени с 2014-2019 годы, нами была составлена диаграмма, позволяющая определить и сравнить объемы поставок казахстанской алкогольной продукции в Россию в разные периоды времени. (Рис.1) 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мерекеева Д.А. СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВВ РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА // Вестник науки №12 (21) том 4. С. 149 - 158. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2496 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2496



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.