'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 5
  4. Научная статья № 8

Просмотры  100 просмотров

Нимаева Х.Д.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста   

Ключевые слова:
связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление   


Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития детей. Ознакомление и последующее применение родителями мнемотехники в домашних условиях. Задачи: -ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; - повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста; - поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; - создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей. Ход мастер-класса: Приветствие. Тема нашей встречи “Мнемотехника” - как метод развития связной речи”. Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “О, как же ты красива!”. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:  Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.  Несформированность грамматического строя речи  Нарушение звукопроизношения.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.  Плохая дикция. Поэтому передо мной встала задача, как научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из методов развития связной речи у детей с речевыми нарушениями является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:  обогащения словарного запаса,  при обучении составлению рассказов,  при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и загадывании загадок,  при заучивании стихотворений. Предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками). 1) Есть на новом платье у меня кармашки, На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые. 2) В огороде много гряд. Тут и репа и салат, тут свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород нас прокормит целый год. 3) “Ёлочка” (Н.Нищева) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. 4) Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положи. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, не глядя на мнемотаблицу, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения)

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Нимаева Х.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (21) том 5. С. 59 - 63. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2517 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2517



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.