'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  473 просмотров

Ефимова М.Ю., Политика О.И.

  


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные симптомы депрессивных переживаний в подростковом возрасте, в особенности те, которые не отвечают диагностическим критериям депрессии, однако являются доклиническими проявлениями депрессии   

Ключевые слова:
депрессия, депрессивные расстройства, подростковый возраст, стресс, риск, суицид   


Актуальность данной статьи заключатся в том, что проблема депрессивных состояний у подростков в настоящее время является очень острой. Здоровое подрастающего поколение является залогом успешного и стабильного развития государства, его экономики. Здоровье и благополучие подростков – потенциал и залог того, что в будущем трудоспособное население страны имело возможность приносить благо себе и окружающим, жить долгой и реализованной жизнью. На сегодняшний день отсутствует единая общепринятая классификация возрастных границ подросткового периода. Более подходящим является возраст подростков с 10 до 20 лет, так как, по мнению экспертов ВОЗ данный период охватывает соматическое, психологическое и социальное созревание. Известно, что подростковый период развития считается и сложным и фундаментальным одновременно. Это переход к взрослому состоянию, в котором завершаются психическое, телесное и половое созревание. От качества прохождения подросткового периода в последующем зависит здоровье и благополучие во взрослой жизни [7, с. 127]. В последнее время наблюдается рост уровня подростковой депрессии. Точных причин данной неблагоприятной тенденции не установлено, однако они тесно связаны с теми стремительными изменениями образа жизни и нашей окружающей действительности. Дисфункциональные перфекционистские ценности современного общества, заостренные на личном успехе и совершенстве, неблагополучные семейнородительские отношения, высокий уровень требований предъявляемых образовательными стандартами – все это значительно влияет на устойчивость подростков к повседневным стрессам, делает их более восприимчивыми к серьезным расстройствам [5, с. 28]. Депрессия у детей и подростков может иметь значительные долгосрочные последствия в будущем, заключающиеся в трудностях межличностных взаимоотношений, в снижении учебной и профессиональной успешности, и в расстройствах, вызванных употреблением разных форм психоактивных веществ. Депрессия у детей и подростков является серьезным психическим расстройством с высокой степенью перехода в хроническую форму и суицидальным риском. В настоящее время единого определения понятия «депрессии» специалистами не сформировано. Чтобы понять клинические проявления депрессии обратимся к Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Согласно МКБ-10 основными симптомами депрессии являются сниженное настроение; утрата интересов и способности получать удовольствия; снижение активности, повышенная утомляемость. Дополнительными симптомами являются: сниженная способность к сосредоточению и вниманию; сниженные самооценка и чувство уверенности в себе; идеи виновности и уничижения (даже при легком типе эпизода); мрачное и пессимистическое видение будущего; идеи или действия, направленные на  самоповреждение или суицид; нарушенный сон; сниженный аппетит. Сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствия, а также снижение активности являются ключевыми симптомами, наличие хотя бы 2-х из которых в течение одного и того же двухнедельного периода необходимо для постановки диагноза [2, с. 115]. Однако многочисленные исследования показывают, что подростки, которые имеют высокий уровень депрессивности, но не отвечают диагностическим критериям депрессии, как правило, так же страдают от высокого уровня социальной дезадаптации, как и подростки с клинически диагностированной депрессией. Доклинические проявления депрессии могут сопровождать ребенка или подростка месяцами, а иногда даже годами, оказывая разрушающее влияние на психику и все жизненные сферы. В связи с этим, высокие показатели депрессивности на доклиническом уровне заслуживают серьезного внимания. Наиболее распространенной и используемой за рубежом методикой диагностики депрессивности у детей и подростков, направленной на изучение доклинических проявлений депрессии, является методика CDI (Children`s Depression Inventory) разработанная M. Kovacs в 1992 г. В то же время в разных культурах могут существовать некоторые специфические особенности депрессивных переживаний, поэтому применение методики CDI может не отражать реальную диагностическую картину. В связи с этим, командой ученых из России и Кыргызстана в 2008 г. было проведено исследование уровня депрессивности с помощью методики CDI на выборке 713 российских подростков в возрасте 13-17 лет. По результатам исследований на русскоязычной выборке испытуемых были выделены такие же обязательные депрессивности подростков, как и по результатам исследований в группах других культур. Это негативная эмоциональность («Я всегда чувствую себя одиноким», «каждый день у меня возникает желание плакать») и негативная самооценка («Я хуже других ребят», «меня никто по-настоящему не любит). Таким образом, авторами исследования сделан вывод о том, что проявления депрессивности у российских  подростков в значительной степени похожи на проявления депрессивности у их сверстников за рубежом [1, с. 10]. Негативная эмоциональность оказывает разрушительное влияние на общение подростков со сверстниками. Нарушения коммуникации в данной среде вызывают чувства одиночества и безысходности, ненужности, тревоги и тоски. С негативной эмоциональностью и негативной самооценкой тесно связано ощущение бессмысленности жизни у подростков и пессимистический взгляд на будущее, что подтверждается проведенными исследованиями. Навязчивые размышления о жизни и смерти заменяют собой продуктивную интеллектуальную деятельность, жизненно необходимую именно в данный период становления. Подобные состояния могут приводить к депрессии, а, в тяжелом последствии к суицидальным попыткам. Утрата смысложизненных ориентиров является благоприятной почвой для развития депрессии [4, с. 34]. Все эти переживания могут быть замаскированы академической неуспеваемостью, нарушением дисциплины, ухудшением отношений со сверстниками и родственниками, фобиями, отсутствием интереса к занятиям и предметам, прежде вызывающим живой, неподдельный интерес. Особенно явными данные состояния становятся по мере продвижения по школьной программе и её усложнения. По-прежнему серьезной проблемой остается поздняя диагностика подростковой депрессии, либо и вовсе её отсутствие. В связи с этим все проявления депрессии, особенно если они носят длительный характер, требуют пристального внимания со стороны педагогов и родителей подростков. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ефимова М.Ю., Политика О.И. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №1 (22) том 1. С. 14 - 18. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2547 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2547



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.