'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  178 просмотров

Часыгова Л.М., Итарова Л.Б., Хадзиева А.А.

  


ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ»КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОЙ КЛАССИКЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается образ «Тургеневской девушки» как литературное явление на примерах из романов великого писателя И.С. Тургенева   

Ключевые слова:
И.С. Тургенев, роман, тургеневская девушка, женские образы, стереотип   


Иван Сергеевич Тургенев выдающийся русский писатель XIX столетия. Человек, который внес неоценимый вклад в пополнении недр отечественной литературы. Его писательский талант занимает почетное место в литературном пантеоне отечественной классики. Одной из ведущих тем в романах И.С. Тургенева была любовь. Любовь самоотверженная, искренняя, наивная, пылкая. Чувство, заставлявшее его героинь совершать решительные поступки. Писатель ярко и рельефно изображал любовь во всех ее проявлениях. Раскрывая в купе с этим проблему дружбы, преданности, патриотизма и героизма. Это были качества, присущие его героиням, величавших литературоведами «Тургеневскими девушками». Лиза Калитина, Елена Стахова, Наталья Ласунская, Марианна, Ася, Варя, Сусанна – разные героини, но однотипный образ «Тургеневской девушки». Они в большинстве своем совмещают в себе чувствительность, кротость, нежность, сентиментальность и мечтательность, но совместно с этим жертвенность, преданность и большую силу духа, способную на своем пути преодолеть любые преграды. Понятие «Тургеневская девушка» или «Тургеневская барышня» стало стереотипным. Однако в наше время этот стереотип деформировался. В современном обществе «Тургеневской девушкой» ошибочно обозначают личность несовременную, плаксивую, поэтичную, романтичную, коими героини Тургеневских романов не являлись. Для раскрытия нашей темы и описания образа «русской женщины», созданного классиком, мы взяли героинь трех его произведений: Марианна Синецкая из «Нови», Елена Стахова из «Накануне», Наталья Ласунская из «Рудина» И.С. Тургенев обладал мастерством словесного портрета. Писатель по крупицам даёт описание девушек, дотошно передавая даже положение их подбородка. Яркой внешностью героини не отличаются: серые глаза, бледная и смуглая кожа, высокий рост, крупные черты лица. Невзрачные, вытянутые, часто сравнимые с «дурнушками», с первого взгляда они не производят особого впечатления. Во всём их образе есть нечто отстраненное, но притягательное. Они, как палитра пастельных красок, такие похожие, и такие разные. Марианна из «Нови»: «В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у нее были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки шестнадцатого века; двигалась она стройно и легко» [1, с. 364]. В романе И.С. Тургенева «Рудин» героиня характеризуется так: «Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, - точно она во всем хотела дать себе отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась» [1, с. 66] В произведении И.С. Тургенева «Накануне» дан психологический портрет главной героини: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцати летнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокую… Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею… Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед» [2, с. 54]. Все три тургеневские девушки безумно влюблялись в мужчин, любовь их была чиста и невинна, как любовь ребёнка. Героини преодолевали все жизненные препятствия ради своих возлюбленных, будь то родительские запреты или внешние обстоятельства. Были верны и преданны своему избраннику. На первый взгляд, неприметные и тихие, они обладали сильным характером и стойким духом. Были готовы пожертвовать собой ради правого дела. Порой они духовно были сильнее своего мужчины. Девушки, смело шли за любимым и в огонь, и воду, и на войну (Елена из «Накануне»), и в революцию (Марианна из «Нови»). И.С. Тургенев был исключительным прозаиком, чарующие пейзажные зарисовки заставляют читателя наяву прочувствовать всю прелесть русской природы. Мир флоры и фауны тоже сыграл определенную роль в формировании характеров героинь. Выросшие на лоне природы эти девушки далеки от светского общества и его пороков. Они находятся в гармонии с природой, находя в ней успокоение Внутренний  мир героинь Тургенева достаточно противоречив. С виду непримечательные, непонятные для окружающих, прослывшие «чудачками» эти девушки наделены большим не задействованным потенциалом, который просыпается в них с появлением в их жизни любви. В своей статье «Символы красоты у русских писателей» о любовной линии Тургенева Иннокентий Анненский писал: «Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте. Сила духа женщины являлась для Тургенева истинной красотой. Многие писатели и критики подвергали своей оценке образ, созданный И.С. Тургеневым. А.П. Чехов, Александр Островский, Сергей Довлатов, Виктор Буренин и многие относились к нему скептически. Исследователи считают этот образ не совсем оригинальным. Одни проводят аналогию с жёнами декабристов, другие связывают с творчеством французской писательницы Жорж Санд, чьим поклонником являлся И.С. Тургенев. Ю. Николаев писала: «Но это не был новый тип, не только в русской жизни, но даже и в русской литературе – не говоря уже о французской». Таким образом, на основе рассмотренных нами произведений И.С. Тургенева, мы попытались разобраться в понятии «Тургеневская девушка», не потерявшего и в наше время своей актуальности и интереса со стороны читателей. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Итарова Л.Б., Хадзиева А.А. ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ»КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОЙ КЛАССИКЕ // Вестник науки №1 (22) том 1. С. 38 - 41. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2552 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2552



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.