'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  93 просмотров

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А.

  


СНОВИДЕНИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ГОНЧАРОВА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО *

  


Аннотация:
в статье рассматривается феномен сновидений как литературный прием, на примерах из отечественной литературы   

Ключевые слова:
сон, сновидение, литературный прием, Обломов, Гончаров, Достоевский, Раскольников, Фрейд   


Сон – это один из самых загадочных феноменов, волнующий человеческие умы на протяжении многих столетий. На сегодняшний день изучением сна занимаются ученыепсихологи, физиологи, нейропсихологи, сомнологи. Сон – это наступающее через определенные промежутки времени физическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражения. [1] Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов, которые человек может помнить, – сновидение. Сновидение – это образы, картины, возникающие во время сна. [1] В художественном произведении сновидения героев часто носят роковой характер, они могут предсказывать развитие сюжетной канвы, его основную мысль, а также раскрывать и передавать внутренний мир героев. Мы же в нашей статье попытались выявить основную роль сновидений в художественном произведении на примере отечественной литературы. Нами были рассмотрены сновидения из следующих произведений: 1. Сон Родиона Раскольникова, «О забитой лошади» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2. Сон Ильи Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова «Обломов» Многие ученые, среди которых были, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг пытались растолковать тайну сновидений и объяснить сущность этого феномена. Зигмунд Фрейд говорил, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Психолог говорил, что сновидения являются психическим явлением, которое можно объяснить, что оно состоит из осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни. Сновидения забываются, так как не осознаются, а главное, что сновидения выявляют нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже самим себе (это называется подсознательное). Карл Юнг утверждал, что сны не бессмысленный набор картинок и звуков, они выполняют важные функции, а именно: снимают эмоциональное напряжение, позволяет человеку пережить чувства, которые в реальной жизни он в себе блокирует, а также развивает спектр возможностей сознания и осознания. Ученый оставил ряд результатов по исследованию сновидений. Однако по-настоящему глубокие исследования по этому вопросу начали появляться только в начале XX века. Сны издревле притягивали к себе философов, писателей, мистиков, художников, ученых, религиозных деятелей. В древние времена люди верили в то, что сновидения – это откровения богов, через которые они посылают людям знаки, а разгадать их тайный смысл, дано не каждому. В художественной литературе сновидение – это достаточно распространенный прием, который «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец,  изложения взглядов самого автора» Сновидения, как художественный прием встречается в литературе различных эпох и народов. К примеру, Гомер, живший еще в VIII-VII веках до нашей эры, применял сновидения в своих поэмах «Одиссея» и «Илиада», используя их как средство развития сюжета. Сон Родиона Раскольникова (из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») «О забитой лошади» отражает в сознании героя трагическое событие, свидетелем которого он стал в детстве. Эмоциональная встряска, полученная им тогда, сильно повлияла на маленького Родю. Будучи взрослым человеком, отголоски этого потрясения отозвались в его душе в роковой для него момент. Сам Ф.М. Достоевский дает в книге небольшое примечание о сновидениях: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека»[2, c.57]. Раскольников засыпает с мыслями о смерти старухи-процентщицы. Его мучает бессмысленное убийство Алены Ивановны. Сон отражает борьбу его души и разума. Сложности принятия решения и противоречия съедают душу героя. Во сне он заново переживает этот психологический момент. Видит, как разъяренная своим пьянством, толпа людей убивает слабую лошадку, а он всеми силами заступается за нее, хотя в реальной жизни Родион Раскольников задумывает жестокое убийство, тем самым писатель показывает раздвоение личности своего героя. «...Он пошел домой; но, дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же минуту заснул… Страшный сон приснился Раскольникову…» [2, c. 57] С этой фразы начинается описание злополучного сна. Читатель с самого начала сюжета находится в сжатом и тусклом пространстве: «Время серенькое, день удушливый, местность совершенно  такая же, как уцелела в его памяти…» (по М.М. Бахтину «хронотоп») [2, c. 57] «И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу проходят мимо кабака … Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье… Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега… В большую такую телегу впряжена маленькая, тощая соврасая крестьянская клячонка» [2, c. 58]. «Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями… - Садись, все садись! – кричит один. - Всех довезу. Налезло человек шесть. И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения [2, c. 59] Дальше монолог ребенка: «Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют! Отец хочет увести маленького Родю, но он вырывается из его рук и бежит к лошадке «Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут… Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует» [2, c. 61] А потом мальчик наблюдает еще более страшную картину, он видит, как хозяин лошадки достает оглоблю и с усилием размахивается, но не может с первого раза ее убить. Потом он достает железный лом и с размаху бьет ее по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мокрую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Всхлипывает он, но дыхание ему захватывает, и слова криками вырываются из его груди…. Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе. Слава богу, это только сон! – сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание…. Такой безобразный сон!» [2, c. 62] 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А. СНОВИДЕНИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. ГОНЧАРОВА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Вестник науки №1 (22) том 1. С. 42 - 47. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2553 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2553



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.