'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  124 просмотров

Правило Д.А., Сошникова И.В.

  


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируется уровень коррупции в современной России, а также развитие законодательства, регулирующее вопросы освобождения от уголовной ответственности за коррупционные преступления   

Ключевые слова:
коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, ответственность, освобождение от уголовной ответственности   


Оценивая современное политическое и экономическое состояние нашего государства, можно отметить ряд проблем, которые тормозят развитие нашей страны. В число таких проблем входит коррупция, которая не только оказывает разлагающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества, но и таит в себе угрозу общенационального масштаба. В XX в. Коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной российской прессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств. Существуют различные способы измерения национального уровня коррупции. Один из них – «индекс восприятия коррупции» (Corruption Perception Index) – способ измерения уровня коррупции, который был разработан независимой авторитетной международной неправительственной организацией «Transparency International». Исходя из результатов агентства, мы видим, что на 2018 г. Россия занимает 136 место из 180. Но стоит обратить внимание и на то, что многие преступления остаются нераскрытыми. Так, например, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) до сих пор не выявлено. Возможно, это происходит потому что институты государственного управления все в большей степени приобретают формальный и показной характер, в то время как реальное принятие политических решений остается закрытым из-за слабой заинтересованности государственных служащих и их низком уровне профессионализма. Причин для появления преступлений, связанных с коррупцией очень много. Они подразделяются на экономические, социальные, политические. Рассмотрим каждую группу причин подробнее: Экономические: Чаще всего возникают вследствие нестабильности экономики страны (частые экономические кризисы, инфляция, ошибки в финансовой политике государства и др.) Немаловажную роль играет такое понятие, как социальная стратификация, а именно появление богатых людей, имеющих возможность давать взятки – с одной стороны, и материальная необеспеченность отдельных категорий лиц – с другой. К политическим причинам можно отнести следующие: 1. Отсутствие прозрачности действия властей, достаточно традиционное для России; 2. Проникновение в государственный аппарат представителей преступных организаций; 3. Правовой нигилизм; 4. Отсутствие эффективных правовых механизмов смещения коррумпированных лиц; 5. Вовлечение государства в международный или гражданский военный конфликт. Социальные причины берут свое начало из истории, когда было широко развито мздоимство и лихоимство среди государственных служащих, но и на данный момент они не утратили свое значение. В современную эпоху имеют место быть такие причины, как:  Относительно низкий уровень правовой грамотности и правосознания взрослого населения, в условиях зависимости от чиновничьего аппарата;  Социальная нестабильность общества в современном мире;  Психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;  Сложившийся алгоритм последовательности действий при совершении коррупционных сделок. Следует добавить, что отсутствие стабильности, непоследовательность в государственной политике проведения экономических реформ, пробелы в законодательстве и многие другие проблемы заставляют предпринимателей прибегать к незаконным способам извлечения прибыли, для того, чтобы получить ее как можно быстрее. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность для личного обогащения, почему бы ей не воспользоваться?! Отсюда вытекают объективные причины коррумпированности работников структур исполнительной власти:  Низкий уровень материальной обеспеченности относительно доходов от предпринимательства;  Отсутствие надежных методов регулирования и управления экономическими отношениями;  Зачастую взятка не расценивается чиновниками как преступление;  Наличие «связей», благодаря которым могут решаться дела. Несмотря на все вышеперечисленное государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую при помощи различного рода мер. Во Франции, например, антикоррупционное законодательство предусматривает наказание за дачу и получение различного рода подарков за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, согласно законодательству, чиновник может получить только официально – от правительства. Наказание за нарушение этой нормы – штраф, лишение свободы до 2 лет. В Великобритании лицо, признанное виновным в таком же поступке помимо тюремного заключения на 2 года, дополнительно лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица. В Российском законодательстве в 2008 году приняли Федеральный закон «О противодействии коррупции», который стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Изучая само понятие уголовной ответственности за совершение преступлений, необходимо отметить, что уголовная ответственность как правовая категория не определена в полном объеме, хотя сам термин используется в статьях как Общей, так и Особенной частей Уголовного Кодекса Российской Федерации (например, ст. 1, 2, 5, 299 и другие)

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Правило Д.А., Сошникова И.В. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (22) том 1. С. 93 - 98. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2561 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2561



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.