'
Акбарова Н.Н.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования коммуникативной культуры современного преподавателя. Коммуникативная культура рассматривается как сложноорганизованная социальная и индивидуально-личностная система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития. Представлены сущностные характеристики, предпосылки и закономерности формирования коммуникативной культуры будущего преподавателя в процессе вузовской подготовки
Ключевые слова:
образование, коммуникация, коммуникативная деятельность, гуманистическая направленность, коммуникативная культура, формирование коммуникативной культуры будущего преподавателя
Для современного общества совершенствование образования является одним из ведущих условий его прогрессивного развития. Приоритетным направлением государственной политики в сфере модернизации образования Республики Узбекистан сегодня является повышение качества профессионального образования, что в первую очередь относится к педагогическому образованию, от которого зависит эффективность и учебно-воспитательный потенциал всей образовательной системы страны. Наш XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Во всем мире меняются приоритеты образования, определяются общемировые и европейские тенденции его развития и признается ведущее значение гуманитарного образования [1]. Мировая цивилизация переживает настоящий «образовательный бум», вызванный появлением «информационного общества», революцией в технике, технологиях, экономике, изменившимся пониманием прав, свобод и ответственности личности. Образованию предъявлен новый социальный заказ – содержание образования рассматривается как фундамент базовой культуры личности. Создается единое глобальное образовательное пространство, где определяющее значение имеет педагогическая коммуникация. Человек становится подлинным субъектом посредством активной коммуникативной деятельности с другими «Я», культурами, самим собой, обретает собственный образ, определяет жизненную стратегию [2]. Образование в современном обществе функционирует как поликультурнообразовательное пространство – особая сфера вхождения индивидуального сознания в мировое общественное сознание, диалога культур, менталитетов на основе гармонии, интеграции, человеческого единения и формирования готовности к личностнопрофессиональному совершенствованию [3]. Анализируя динамику и тенденции развития отечественного образования, мы разделяем позицию В.В.Краевского в том, что ведущей тенденцией является гуманизация как «очеловечивание» образования, установление гуманных доверительных отношений между педагогом и воспитанником, формирование его самостоятельности, субъектности, духовно-нравственного потенциала. Гуманистическая направленность является приоритетной линией развития культуры и образования в современных социокультурных условиях [4]. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современных специалистов и особенно будущего педагога – высоко компетентной целостной личности, готовой к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, профессионально-личностному росту, осуществлению своего человеческого и социального предназначения. Формирование коммуникативной культуры необходимо понимать как процесс управления ее развитием. Это специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки будущего преподавателя на основе системного использования: современных гуманитарных и естественнонаучных знаний; ресурсных культуроформирующих возможностей педагогического образования в учебной, учебно-профессиональной и внеучебной деятельности студентов; компетентностного подхода как концептуального направления модернизации образования и др. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и коммуникативная культура преподавателя как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом индивидуально-личностной культуры, проявляясь в профессиональной и социально-педагогической деятельности и определяя возможности его самореализации. Системное гносеологическое и эмпирическое исследование коммуникативной культуры и теории и практики профессиональной подготовки преподавателя позволило выявить закономерности формирования коммуникативной культуры современного преподавателя как сложноорганизованной социальной и индивидуально-личностной системы, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития: • целостное гармоничное развитие преподавателя определяется уровнем сформированности его коммуникативной культуры как инвариантного, системообразующего компонента общей и педагогической культуры в их личностном и социально-профессиональном значении; • целенаправленное системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя как сложноорганизованной системы, поливариативность развития которой определяется множеством внешних и внутренних факторов, требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов, воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза и возможностей социума; • формирование коммуникативной культуры будущих учителей детерминировано социально-культурными, национально-этническими и гендерными особенностями личности, что проявляется в особенностях коммуникативной культуры, связанных с дифференциацией студентов на «сельских и городских», «русских и татар», «юношей и девушек»; • в условиях гуманизации общества эффективность системы образования и воспитания определяется коммуникативной культурой «учительства» как главного субъекта целостного педагогического процесса, обеспечивающего сохранение и передачу гуманистических ценностей, идеалов и традиций от поколения к поколению и др. Выявленные закономерности определяют подходы, принципы и содержание технологии формирования коммуникативной культуры будущего преподавателя в процессе вузовской подготовки. Таким образом, совершенствование образования является важнейшим условием прогрессивного развития современного общества. Необходимость модернизации и повышения качества общего и профессионального образования обусловлена рядом факторов, в числе которых: глобализация как общепланетарное явление; вхождение в единое образовательное пространство; постиндустриальное, информационное общество. Важным условием повышения качества профессионального образования является совершенствование коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно специалистов сферы образования.
Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 2
Ссылка для цитирования:
Акбарова Н.Н. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Вестник науки №1 (22) том 2. С. 7 - 11. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2614 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*