'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  124 просмотров

Асатрян А.А.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АВТОНОМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ *

  


Аннотация:
настоящая статья посвящена вопросам гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный автономными транспортными средствами. В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, возникающие в связи с установлением субъектов, ответственных за вред, причиненный автономными транспортными средствами, в частности выявлена необходимость установления солидарной ответственности для владельцев и производителей беспилотных транспортных средств третьего уровня автономности. В результате исследование сделан вывод о необходимости установления исключительной ответственности для производителей беспилотных транспортных средств 4 и 5 уровня автономности, а также установления для разработчиков программного обеспечения этических правил   

Ключевые слова:
беспилотные транспортные средства, ответственность, этические нормы   


Вопрос ответственности за вред, причиненный автономными транспортными средствами за последние 5 лет стал предметом научного дискурса, который был первоначально вызван необходимостью создания правовой базы для нового в правовом аспекте явления, а в дальнейшем катализатором данного процесса стали случаи, возникающие на практике в связи с авариями, участниками которых выступали беспилотные (автономные) транспортные средства. Целью настоящей статьи является выявление пробелов в законодательстве и его совершенствование в связи с активным внедрением беспилотных транспортных средств. Задачами настоящего исследования являются установление однозначных правил и субъектов ответственности в случае причинения имущественного вреда беспилотным транспортным средством третьим лицам, установление круга лиц, к которым могут быть предъявлены регрессные требования владельцем источника повышенной опасности, установление этических правил для разработчиков программного обеспечения беспилотных транспортных средств и другими смежными вопросами. Прежде чем перейти непосредственно к правовым аспектам рассмотрения данного вопроса, необходимо отметить, что в зависимости от степени автономности транспортного средства (технический аспект) вопрос ответственности за вред, причиненный беспилотным транспортным средством будет разрешен по-разному. Согласно классификации, разработанной Сообществом автомобильных инженеров (SAE International) существует 6 уровней автономности транспортных средств (от 0 до 5).  Функции 0-ого уровня автономности ограничиваются обеспечением предупреждений и мгновенной помощи (система автоматического экстренного торможения, система мониторинга “слепых зон”, предупреждение о выезде за пределы полосы движения).  Функции 1-ого уровня автономности обеспечивают водителя помощью в рулевом управлении или в осуществлении торможения/ускорения (механизм, предназначенный для удержания транспортного средства в центральной части полосы движения или круиз-контроль)  Функции 2-ого уровня автономности обеспечивают водителя помощью в рулевом управлении и в осуществлении торможения/ускорения (механизм, предназначенный для удержания транспортного средства в центральной части полосы движения и круиз-контроль) Вышеназванные три уровня объединяет то, что транспортное средство управляется водителем, который должен постоянно контролировать осуществление вышеназванных функций. Общей характеристикой для 3, 4 и 5 уровней автономности является то, что водитель не управляет транспортным средством. В отличие от 4 и 5 уровней автономности, при 3 уровне при наличия соответствующего требования водитель обязан взять функции управления транспортным средством на себя. При 4 уровне автономности автомобиль может полностью управляться без наличия водителя лишь при конкретных условиях, при 5 – при любых условиях. Схожесть 4 и 5 уровней заключается также в том, что в данных транспортных средствах может отсутствовать переход на ручное управление. Учитывая степень автономности, которая присутствует у транспортных средств 4 и 5 уровня, следует отметить что термин “беспилотный” целесообразнее применять к последним. В законодательстве ни России, ни Армении нет определения “беспилотного транспортного средства”. В проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» ему дается следующее определение։ «Беспилотное транспортное средство» — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, системой экстренного отключения режима автоматического управления и Черным ящиком Беспилотного транспортного средства, имеющее техническую возможность осуществлять самостоятельное автоматическое Управление Беспилотным транспортным средством в целях автономного передвижения по заданному маршруту и имеющее соответствующее обозначение «Беспилотное транспортное средство» ․ Из указанного определения следует, что оно включает в себя транспортные средства с 3 уровнем автономности, а также 4 и 5 уровни при обязательном наличии системы экстренного отключения режима автоматического управления. В проекте предусмотрено также понятие лица, ответственного за беспилотное транспортное средство. «Ответственное лицо Беспилотного транспортного средства» — лицо, находящееся в кабине Беспилотного транспортного средства, обладающее достаточными навыками для экстренного отключения режима автоматического управления Беспилотным транспортным средством и несущее ответственность за результаты движения Беспилотного транспортного средства, в соответствии с положениями п.1.6 настоящих Правил. К Ответственному лицу Беспилотного транспортного средства применяются все положения настоящих Правил применимые к Водителю транспортного средства. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Асатрян А.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АВТОНОМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ // Вестник науки №1 (22) том 2. С. 65 - 71. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2627 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2627



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.