'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 2
  4. Научная статья № 17

Просмотры  122 просмотров

Лисина С.А., Худолей Д.М.

  


УЧЕНИЕ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА *

  


Аннотация:
права человека это одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации, понятие сложное и многогранное. Современная отечественная концепция прав человека имеет глубокие исторические корни. Наш мир нельзя представить без прав человека, основанных на принципах справедливости, свободы, равенства и имеющих универсальный характер. Как следствие многочисленных исторических причин, сформировались права человека, которые, в свою очередь, обусловлены психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании возможностей, имеющихся у него   

Ключевые слова:
идеи о правах человека, личные права, соматические права, экологические и культурные права, социальные и экологические права   


Зарождение идей о правах человека относится к периоду Древней Греции (VI– Vвв. До н.э.), когда впервые появился принцип гражданства, с которым были связаны политические права. Философы Древней Греции считали, что права отдельных людей и право в целом невозможны без общей нормы поведения, выражающей одинаковую для всех свободных субъектов меру дозволенного и запрещенного, равную меру свободы, как отмечено ранее. Гераклит из Эфеса (около 535–475гг. до н.э.) считал, что в основе всех событий мира лежит всеобщий логос (разум) — первоисточник человеческой справедливости и права. Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает. Божественный (разумный, космический) закон — источник всех человеческих законов, он дает разумный масштаб и меру человеческим законам. Представления о государстве и праве как о договоре, общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей, развивал Эпикур (341–270 гг. до н.э.) [16, с. 39,64]. Сенека Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Эпиктет (ок. 50–138 гг.), Марк Аврелий Антонин (121–180гг.) обосновали космополитические идеи, согласно которым все люди – это граждане единого мирового государства, и человек – гражданин Вселенной. Отстаивали идеи равенства всех людей и духовной свободы. Такие великие мыслители как Августин Аврелий, Фома Аквинский, Лоренцо Валлы, И. Кант и Г.В.Ф. Гегель и другие промышляли теоретической разработкой гражданского общества. В разработанной Фомой Аквинским теории выводилось нормативное требование относиться к обладателю достоинства по эквивалентному критерию: «относиться хорошо к другим ради себя». Обязательное наличие двух видов отношений: «вертикального признания», отображающего отношение между Богом и человеком, и «горизонтального признания», суть отношений человека с человеком предполагалось в этой теории [2, с.78]. В Средние века тема человеческого достоинства личности формировалась в творчестве как религиозных, так и светских мыслителей, например Юстина Мученика в его учении о божественном достоинстве души человека. По мнению Монаха Пелагия, свобода воли есть достоинство личности человека. Ритор Фемистий же выступал Совершенным противоположником и предполагал, что сельский труженик – единственный, кто обладает достоинством личности человека; «человек – земледелец прост и благороден, он знает, только те блага, которые старательно получает от земли, сообразуясь со временами года» - утверждал он. Мировая религия – Христианств  распространяла идею человеческого достоинства, приводила человека, как личность, к мысли «Я – человек», к распознанию в себе чувства собственного достоинства. О превосходстве человека над другими живыми существами в своем тракте описывал Джонноццо Манетти, обосновывая таким образом достоинство человеческой природы. Представляется новое ценностное представление о достоинстве личности в тракте Джованни Пико Дела Мирандолла «Речь о достоинстве человека», огромный вклад в разработку вопроса о человеческом достоинстве вносит философ таким образом [4, с. 41]. Умозаключение о мощи человеческой мысли Р. Декарта выступило флагом Нового времени. В труде Т. Гоббса «Левиафан» прослеживается мысль о том, что достоинством является общественная ценность, а цену дает государство.В XVII в. Обостряется конкуренция за отстаивание идеи достоинства личности человека. Д.Т. Майрес, американский философ, высказывает идею о том, что такие права человека как право на жизнь и свободу, должное с ними обращение и удовлетворение естественных потребностей неотчуждаемы, поскольку в противном случае социум как моральное общество не смогло бы существовать [3, с. 47]. Данная концепция на сегодняшний день в некоторой степени обобщает большинство известных теорий. С.А. Котляревский, - выдающийся отечественный исследователь, анализируя основные права человека и гражданина, точно постулировал, что: «Все они вписаны в основные законы конституционных государств в весьма сходных выражениях, но фактическое обеспечение их далеко не везде равно и одинаково. Главным условием такого обеспечения является прежде всего организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав. Лишь в случае, если вся нация проникнута сознанием важности этих индивидуальных прав, это окажется вполне действенным [9, с. 105]. А.Н. Радищев стал одним из первых защитников неотчуждаемых прав и свобод человека, высказывая мнение о равенстве всех людей. «Своего рода бунтом одного человека против многовековой монархии стали его мысли о договорном происхождении государства в период абсолютизма Екатерины II. Целью государства является блаженство граждан, а государство есть великая махина и чем оно будет проще – тем совершеннее. Через сто лет, Б.Н. Чичерин, русский правовед, даёт характеристику человеку как свободной метафизической сущности и носителя разумной воли. Отводит место идее «правды и справедливости», которая, по словам автора, должна быть положена в основу любого закона. В трудах русского философа и юриста П.И. Новгородцева центральное место занимает естественно-правовая защита идей прав и свобод личности, обосновывая идею свободного социального развития. Философ Н.А. Бердяев отличает индивида от личности в своём учении. Индивида видит, как натуралистическую, биологическую и социологическую категорию, а личность же относит к категории духовной. Триадой С.С. Уварова четко выражена сущность консерватизма, православие, самодержавие и народность.В своем «Учении о личных правах» М.М. Ковалевский весьма метко сформулировал позицию: «…право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности — человеческой солидарности».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лисина С.А., Худолей Д.М. УЧЕНИЕ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки №1 (22) том 2. С. 80 - 90. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2630 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2630



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.