'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  122 просмотров

Глечиков С.А.

  


ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА КОНСОЛИДАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ *

  


Аннотация:
в данной статье автор подводит промежуточные итоги работы нового механизма предупреждения банкротства (финансового оздоровления, санации) кредитных организаций с участием Банка России за счет средств фонда консолидации банковского сектора, рассмотрены нововведения и особенные черты нового механизма санации   

Ключевые слова:
финансовое оздоровление, фонд консолидации банковского сектора, Банк России   


Последние несколько лет финансовый сектор Российской Федерации регулярно подвергается внутренним и внешним специфическим шокам, которые связаны с общемировыми кризисами, санкционным воздействием на страну, возросшей волатильностью цен на нефть и валюту, регуляторными изменениями (в том числе связанными с ростом операционных рисков и расходов). В условиях подобной конъюнктуры все чаще начинают происходить ситуации с отзывом банковских лицензий. Однако в особых ситуациях кредитная организация имеет “право на второй шанс” и процесс отзыва лицензии замещается проведение процедуры финансового оздоровления (санации, предупреждения банкротства). Фактически, финансовое оздоровление – это комплекс мер, предназначенных для восстановления долгосрочной финансовой устойчивости кредитной организации, что подразумевает восстановление банковских нормативов [1,2] и стабильное получение положительной чистой прибыли. 21 апреля 2017 года Государственная Дума РФ приняла в окончательной редакции Федеральный закон №84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», фактически, утверждающий новый механизм финансового оздоровления кредитных организаций, путем внесения изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 26.10.2002 No127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Ключевые особенности нового механизма заключаются в следующем:  создан Фонд консолидации банковского сектора (далее – ФКБС);  учреждена Управляющая компании Фонда консолидации банковского сектора (далее – УК ФКБС);  появилась новая процедура финансового оздоровления – капитализация с участием Банка России, которая позволяет практически мгновенно восстановить капиталосодержащие нормативы кредитной организации (ранее восстановление капитала осуществлялось за счет выдачи санируемой кредитной организации льготного кредита по низкой ставке и вложения ею этих средств по рыночной ставке [4]). Начало санации совпадает с датой ввода в кредитную организацию временной администрации (далее – ВА). Все действия УК ФКБС, временных и постоянных администраций кредитной организации связанные с санацией регламентированы планами участия в финансовом оздоровлении кредитной организации (далее – Планы участия). Исполнения плана фактически говорит о завершении проведения мер по предупреждению банкротства, кредитная организация считается финансово здоровой. Обязательная часть Планов участия – изменение размера собственных средств. В случае обнаружения «дыры» в кредитной организации, собственные средства приравниваются к размеру уставного капитала, который снижается до одного рубля. Так, с момента появления ФКБС, на санацию по новому механизму попали десять кредитных организаций, более подробно – в таблице 1.Стоит отметить, что функции ВА  На 01.12.2019 Планы участия не были завершены в четырех кредитных организациях, еще в пяти Планы участия были завершены в связи с ликвидацией или реорганизацией в форме присоединения. План участия ПАО Банк «ФК Открытие» завершен, однако Банк России на настоящий момент не начал реализацию акций кредитной организации. Акции ПАО «Промсвязьбанк» были переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, однако План участия не считается завершенным. В марте 2019 года была проведена попытка реализации акций «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) в формате голландского аукциона, однако попытка была неудачной. При этом стоит отметить, что на момент выставления акций кредитной организации на аукцион, не были сформированы постоянные органы управления, управление осуществляла временная администрация, что может говорить о том, что к моменту продажи в банке не были завершены требуемые санационные процедуры. Таким образом, новый механизм санации приобрел еще несколько особенных черт:  санируемые за счет средств ФКБС кредитные организации реорганизуются в форме присоединения друг к другу, то есть консолидируются;  появился новый инструмент – банк непрофильных активов (БНА) (созданный на базе Банк «ТРАСТ» (ПАО)), который собрал на балансе непрофильные и неработающий активы шесть кредитных организаций. Для полноценной оценки эффективности работы нового механизма санации и подведения итогов требуется дождаться факта продажи кредитных организаций Банком России, чтобы видеть то, каким образом рынок оценивает проведенную работу

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Глечиков С.А. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА КОНСОЛИДАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ // Вестник науки №1 (22) том 2. С. 120 - 125. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2638 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2638



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.