'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (22) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  112 просмотров

Гареева Т.С., Зарипова З.А.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮТВОРЧЕСТВА В.П. КРАПИВИНА ВШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье предлагаются методические рекомендации для учителей к изучению произведений современного писателя В.П. Крапивина в основной школе, приводятся различные формы и виды работы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях с целью расширения круга чтения подростков   

Ключевые слова:
уроки литературы, изучение творчества писателя, чтение детей, мир литературного героя, самостоятельная работа учащихся, анализ произведений   


Важную роль в школьном литературном образовании играет изучение классических произведений, дающих пищу уму и сердцу. Вместе с тем не стоит игнорировать и современную отечественную литературу, поскольку произведения писателей ХХ – н. XXI веков расширяют кругозор детей, погружают их в культурное пространство современного общества. В современной русской литературе много замечательных писателей, чьи произведения могут привлечь внимание читающей аудитории. Одним из таких писателей является Владислав Петрович Крапивин. Его книги вместили в себя большое количество произведений, разных по жанру, оригинальных по стилю и содержанию. Они захватывают читателя с первых де страниц, погружая его в мир сказочной фантастики, мифологических образов. Они узнаваемы и неожиданны, понятны и требуют размышлений, вызывают эмоциональный отклик у современных подростков. Несмотря на то, что опубликованы статьи, отражающие методические пути изучения в школе произведений этого писателя [1], [2], мы предложим свой взгляд на поставленный вопрос. Обращаясь к творчеству детского писателя В.П. Крапивина в школе, следует актуализировать важные для современного читателя проблемы и помочь юным читателям не только увидеть их, но и почувствовать в себе необходимость разобраться в них, попытаться разрешить их хотя бы в доступной сфере жизни. Необходимо обратить внимание учащихся на важное с нашей точки зрения положение: крапивинский сказочный мир – это своеобразная арена для решения злободневных нравственных и социальных проблем. В процессе работы над текстами произведений этого талантливого писателя учителю на уроках литературы следует ненавязчиво привести детей к открытиям. Каковы же они? Во-первых, сказочный мир детского писателя подчеркнуто нефантастичен. Очень часто это – безымянный, выдуманный, но с вполне угадываемыми деталями современный город. Во-вторых, близость к знакомой учащимся фольклорной традиции с ее сказочной атрибутикой, образностью. В-третьих, наличие множества христианских аллюзий. В-четвертых, герои произведений В.П. Крапивина – современники сегодняшних школьников с их повышенным интересом к разного рода «превращениям», фантазированию, изобретениям, инопланетным мирам, воображаемым перевоплощениям в знакомой гаррипоттеровской традиции. В-пятых, оригинальное сочетание фантастики и реальности, сна и яви. В-шестых, автор не дает готовых ответов, не подсказывает читателю, как ему относиться к тем или иным событиям, героям; более того, порой запутывает его. В-седьмых, наличие многих болевых точек, придающих повествованию драматизм и заставляющих испытывать острые ощущения, переживать много разных чувств.  Какие же методические приемы можно использовать с целью приближения произведений Крапивина к пониманию читателей на уроках литературы и внеклассных мероприятиях в основной школе? С одной стороны, это традиционные приемы, прошедшие проверку временем. Однако, мы думаем, что их надо «освежать», привносить в них элементы новизны. В зависимости от возраста учащихся можно прибегнуть к традиционному пересказу понравившихся эпизодов, но с собственной интерпретацией, толкованием отдельных ситуаций, образов, атрибутов, названий произведений. На наш взгляд, внесет определенное оживление в урок беседа с включением перекрестных вопросов и ответов учеников. Здесь можно усложнить задачу: наполнить ответ на вопрос эмоциональной оценкой, при этом работа может носить групповой характер, повысит заинтересованность соревновательный элемент. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с нашей точки зрения, будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся 5 – 9 классов, повысит уровень их самостоятельности, ответственности при выполнении заданий. Как известно, существенно повышает качество урока и занимательность. Элементы игры включают детей в процесс активной деятельности, способствуют включению их в ролевые ситуации. Последний прием, на наш взгляд, наиболее органичен для изучения произведений В.П. Крапивина, которые тяготеют к сказочной фантастике. Важно при этом, чтобы работа носила поэтапный характер. Возможны разного рода перевоплощения в роли персонажей (мушкетеров, например). На первом этапе это может быть выразительное чтение. Учащиеся получают задания: прочитать с карандашом в руке указанный учителем эпизод, расставить логические акценты, отметить паузы, повышение и понижение тона, темп чтения и т. п. На следующем этапе можно поставить другую задачу – прочитать диалог по ролям. При этом важно осмыслить функцию героя, его амплуа, почувствовать его эмоциональное состояние и постараться передать все это в чтении произведений В.П. Крапивина. Третий этап постепенного вхождения в мир литературного героя – инсценирование. Получив роли, с нашей точки зрения, ученики должны пройти весь путь подготовки к исполнению ролей: выдвинуть исполнительские задачи, сформулировать сверхзадачу («Что я должен передать слушателям – зрителям?», «Какие интонации использовать, чтобы вызвать в них соответствующие чувства, интерес?», «Какими должны быть мимика, жесты, движения?» и др.). В качестве самостоятельной творческой работы учащиеся могут создать индивидуальные или групповые презентации, буктрейлеры, подготовить брейн-ринги, творческие проекты, доклады, сообщения, рефераты с последующей защитой, с выходом на широкую аудиторию. Один из уроков в рамках обзорного знакомства с творчеством Владислава Петровича Крапивина можно посвятить роману «Топот шахматных лошадок». Вкратце познакомив учащихся с жизнью и творчеством писателя, следует остановить внимание на отдельных эпизодах, сочетая продуктивные и репродуктивные приемы. Беседа сосредоточится вокруг таких основных вопросов и заданий: – Почему автор знакомит читателя с героем, который ничего не знает про Институтские дворы? – Как вы оцениваете его поведение? – Обратите внимание на самохарактеристику героя. Почему он называет себя «плохим человеком»? – С какой целью он рассказывает Белке – незнакомой девочке – личную историю? – Оцените внутренние переживания героя. Мог ли он поступить по-другому? и т.д. Учащиеся делают самостоятельные обобщения. В заключительном слове учителя возможны следующие акценты: тематика изучаемого произведения В.П. Крапивина, основные нравственные проблемы в романе, мастерство автора в изображении характеров героев, особенности его языка и стиля. В качестве домашнего задания можно предложить творческую работу: создание электронного журнала «Жизнь вне треугольника». 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гареева Т.С., Зарипова З.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮТВОРЧЕСТВА В.П. КРАПИВИНА ВШКОЛЕ // Вестник науки №1 (22) том 3. С. 21 - 25. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2678 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2678



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.