'
Вагапова Ю.Р.
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности стимулирования и мотивации персонала, способы материального и нематериального стимулирования и мотивационные типы персонала
Ключевые слова:
мотивация, мотивационный тип, стимулирование
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей, а мотивационная система – это предложение работодателя как это сделать. Мотивация не может быть одинаковой для всех сотрудников, поэтому для руководителя очень важно определить и использовать индивидуальные мотивы сотрудника, при этом, не приписывая им свою мотивацию [1]. Мотивацию можно представить так: потребность; определение действий, которые могут к этому привести; осуществление этих действий; удовлетворение потребности. Следует отметить, что мотивация сложна и неоднозначна, в ходе трудовой деятельности и взросления может меняться. Каждый работник совмещает в себе несколько мотивационных типов в различной пропорции. Создавая мотивационную систему нужно понимать, что стимулирование может быть материальным и нематериальным. Материальное стимулирование более эффективно, но к сожалению, носит временный характер, необходимо постоянное обновление. Нематериальное стимулирование носит более долгосрочный эффект, не разобщает коллектив, а наоборот сплачивает, дает ощущение что каждый сотрудник неотъемлемая часть одного большого механизма. Премия к окладу, процент с продаж, стимулирующая надбавка, социальный пакет, обучение и стажировка, санаторно-курортное лечение, все это виды материального стимулирования. Система материальной мотивации должна быть проста и понятна, а главное закреплена в положении, с которым работники будут ознакомлены. Предоставление гибкого графика, демонстрация признательности, разработка внутренней системы поощрения званиями и дипломами; проведение корпоративных мероприятий между сотрудниками фирмы, создание «доски почета» – это виды нематериального стимулирования.[2] Для определения преобладающего мотивационного типа осуществляется сбор информации с помощью анкетирования, можно применить тест В. И. Герчикова, содержащий 26 вопросов. Время прохождения 20-25 минут. Необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа на вопрос. По результатам выделяется пять мотивационных типов: люмпенизированный, инструментальный, профессиональный, патриотический и хозяйский. В зависимости от доминирующего типа можно скорректировать работу, делать более качественные и результативные кадровые перемещения, выяснить какой способ стимуляции будет наиболее эффективен, по отношению к каждому работнику индивидуально, какие способы не окажут воздействия, а какие недопустимы к применению. Люмпенизированный тип наименее привлекателен для работодателя, низкая квалификация, низкая активность и низкий уровень ответственности. Сотрудника инструментального типа интересует только заработок, при возникновении затруднений теряет интерес и прекращает работу, такой тип так же не интересен работодателю. Профессиональный тип заинтересован в возможности самовыражения, по средствам выполнения сложных задач, заработок перемещается на второй план. Главное – профессиональное признание. Сотрудник патриотического типа, сталкиваясь с трудностями, анализирует причины и ищет пути решения. Всеобщее признание и незаменимость важны для него. Хозяйский тип добровольно принимает на себя ответственность, не терпит контроля. Профессиональный, патриотический и хозяйственный типы наиболее привлекательны для работодателя [3]. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно разработать эффективную систему стимулирования и мотивации персонала. В результате каждый работник должен удовлетворить личные потребности по средствам трудовой деятельности, что повлечет за собой успех всего коллектива и организации в целом.
Номер журнала Вестник науки №1 (22) том 3
Ссылка для цитирования:
Вагапова Ю.Р. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА // Вестник науки №1 (22) том 3. С. 103 - 105. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2696 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*