'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  80 просмотров

Желтухина М.В., Коблова Н.А.

  


ДАЛЬНИЙ ВОСТОК НА СТРАНИЦАХШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о степени освещенности событий связанных с дальневосточным регионом в школьных учебниках по Отечественной истории. На основе сравнительного анализа авторы приходят к выводу о недостаточности информации по теме в рамках школьного курса   

Ключевые слова:
Дальний Восток, учебник, Курильские острова, Япония   


Ни для кого не секрет, что образование всегда являлось рычагом воздействия на население страны. В большей степени это относится, безусловно, к истории. С распадом СССР, на рынке появилось множество учебников для средней школы, а соответственно и освещение тех или событий стало различаться. Конечно, существует ряд рекомендованных изданий, но все же то, по какому учебнику преподавать определяет учитель. На современном этапе в международных отношениях существует множество спорных вопросов. Одним из наиболее актуальных является проблема истории и принадлежности Курильских островов. Но каким же образом она раскрывается в школьном курсе? Учебники построены по определенным временным отрезкам, следовательно, первое упоминание об островах должно встретиться нам в книгах для 7 класса, но после их изучения был сделан вывод о том, что интересующая нас проблема вообще не затрагивается в данном курсе. В том числе такие немаловажные события, как научная экспедиция 1738—1739 годов под руководством капитана русского флота Мартына Петровича Шпанберга. Эта экспедиция впервые нанесла на карту Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был составлен атлас «Генеральная карта России», куда внесли 40 островов Курильского архипелага. После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей. В 1772 году российские власти отнесли Курильские острова под управление главного командира Камчатки, а в 1786 году императрица Екатерина II издала указ о защите («сохранении») прав на «земли, мореплавателями российскими открытые», в числе которых называлась и «гряда Курильских островов, касающаяся Японии». Данный указ был опубликован на иностранных языках. После публикации ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью «Земля российского владения». Перейдем к рассмотрению учебников 8 класса. Что интересно, вопрос Курильских островов поднимается не у всех, авторов. А.А.Данилов и Л.Г.Косулина рассматривают экспедиции ученых второй половины XIX века в параграфе «Внешняя политика Александра II», в пункте «Дальневосточная политика России». Авторы повествуют о том, что в этот период Россия не имела четких границ на Дальнем Востоке, поэтому происходило расселение первопроходцев по территории Курильских островов. Так же в учебнике упоминается о Симодском договоре заключенному в «самый разгар» Крымской воины, по нему Курильские острова признавались территорией России. А в 1875 году был подписан новый договор, в связи с огромным количеством японских переселенцев на о-в Сахалин, где  Курильские острова признавались частью Японии, а Сахалин - России, название договора не указано.[1;194-195] А в книге для 8 класса под редакцией Сахарова тема Курильских островов не затрагивается. В XX веке, наступает такой период, связанный с интересующим нас вопросом, который должен быть освещен в каждом учебнике 9 класса. Это русско-японская и Вторая мировая война. Но в пунктах о русско-японской войне не встречаются упоминания об островах. Н.В.Загладин говорит о Курильских островах в параграфе «СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма», пункте «Начало кампании 1945 и Крымская конференция». Автор учебника повествует о согласовании Англии, США и СССР условий возвращения территорий, в том числе Курильских островов, потерянных в результате русско-японской войны 1904-1905г.[2;175] Следующее упоминание о Курильских островах встречается в параграфе «Внешняя политика СССР в период «холодной войны. Создание военно-политических блоков» Автор показывает события 1951 года. А конкретнее, заключение договора США и Японии о создании военного союза. Советский Союз не принимал участие в подписании в знак протеста. Согласно договору Япония отказывалась от своих морских владений, в том числе Курильских островов, но в него не был включен пункт о признании этих территорий частью СССР. Что по сей день дает повод для дискуссий, и требованиям Японии вернуть «спорные серверные территории» [2;192] II.А.А. Данилов и Л.Г Косулинав теме войны с Японией (после Второй мировой войны) лишь упоминает о том, что советскими войсками были «освобождены» территории, в том числе Курильские острова.[3;246] В учебниках 10-11 класса идет повторение предыдущих лет. Одни темы рассматриваются глубже, другие лишь поверхностно. Как же изучают старшие классы Курильские острова? Сахаров в учебнике 10 класса называет XVII век началом освоения Дальнего Востока русскими географами. Например: Атласов, который привез первые сведения о Курильских островах.[4;311] В учебнике 10 класса 1-2 частях Данилова тема Курильских островов не поднимается совсем. А.А. Левандовский в параграфе «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» пункте «Новое мышление в международных делах» говорит о том, что российская делегация проявила готовность для развития двусторонних связей и признала существование территориального вопроса – о гос. принадлежности 4 островов Курильской гряды.[5;315] А.А. Данилов, А.В. Филиппов в параграфе «Внешняя политика СССР в годы воины», пункте «4-11февраля 1945» рассказывают о Ялтинской конференции. «Большая тройка» обсуждала окончательный разгром Германии. Сталиным было обещано, что СССР вступит в войну с Японией по окончании войны, а взамен государству будут отданы территории Сахалина и Курильских островов.[6;429] Проблема Курильских островов актуальна в современной России. К сожалению, данный вопрос, либо упоминается вскользь, либо не затрагивается вообще авторами учебников. Хотелось бы, чтобы такие небольшие, но немаловажные темы более подробно разбирались на уроках. Ведь как говорил один из великих людей «Страница истории стоит целого тома логики».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Желтухина М.В., Коблова Н.А. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК НА СТРАНИЦАХШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ // Вестник науки №2 (23) том 1. С. 41 - 45. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2727 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2727



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.