Никифоров В.С. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №2 (23) том 1
  4. Научная статья № 41

Просмотры  5 просмотров

Никифоров В.С.  


ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА  


Аннотация:
в статье рассмотрена концепция виртуальной реальности, ее физический, математический, психологический, социокультурный, философский аспекты, а также актуальность изучения данного феномена. Проанализирован процесс виртуализации социума, различные подходы к феномену виртуализации, сформированные выдающимися деятелями и направленные на создание социологических моделей современности, основанных на концепции виртуализации. Рассмотрена концепция математического платонизма, оказавшая влияние на многие разделы теории множеств, алгебры и анализа, а также математические аспекты проблем применения имитационных моделей с интерфейсом «Виртуальная реальность». Проведен анализ факторов и проявлений развития процесса дигитализации   

Ключевые слова:
виртуальная реальность, социальная виртуализация, электронная среда, сетевая зависимость, математический платонизм, дигитализация, отображение Цао-Ена   


Современное постиндустриальное общество характеризуется созданием и совершенствованием новых интеллектуальных технологий и превращением информации в глобальный крупномасштабный ресурс. Частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне, что обусловило переход постиндустриального общества от энергии и энергетики к информационным технологиям. Человечество обрело совершенно новый мир, созданный и поддерживаемый с помощью высокоинтеллектуальных информационных технологий, гаджетов, порожденных цифровизацией и реализованных с целью создания «виртуальной реальности» [6]. Виртуальная реальность — создаваемый техническими средствами мир на любом субстрате и передаваемый субъекту через его привычные для восприятия материального мира ощущения: слух, зрение, обоняние и др. Понятие искусственной реальности было впервые введено Майроном Крюгером в конце 60-х 20 века. В 1989 году Ярон Ланьер ввёл термин «виртуальная реальность». Первой системой виртуальной реальности стала созданная в Массачусетском Технологическом Институте в 1977 году «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map). Эта компьютерная программа симулировала прогулку по городу Аспен и давала возможность выбрать между разными способами отображения местности. В настоящее время технологии виртуальной реальности широко применяются в различных областях деятельности человека: добыче полезных ископаемых, проектировании и дизайне, строительстве, военных технологиях, тренажерах и симуляторах, индустрии развлечений, маркетинге и рекламе. Объем рынка технологий виртуальной реальности оценивается в 15 млрд. долларов в год. В нашей работе мы рассматриваем виртуальную реальность, как определенный тип взаимодействия между разнородными разрозненными объектами, а также специфические отношения между ними. Необходимость исследования феномена «виртуальной реальности» обусловлена тем, что она подчиняется своим законам, содержит свое пространство и время, несводимые к законам пространства и времени реальной реальности. Виртуальная реальность может быть разного характера: физического, психологического, социального, политического и т. д. [6]. Нас интересуют, в том числе, и математические аспекты виртуальной реальности. Социально-философское обоснование виртуальной реальности. Во второй половине XX века идея виртуальности возникла одновременно в нескольких областях науки и техники: в квантовой физике, психологии, информатике. В квантовой физике стали говорить о, так называемых, виртуальных частицах, которые, в отличие от других элементарных частиц, характеризуются особым статусом существования. В авиации был разработан и смоделирован виртуальный кокпит, который особым образом обеспечивал пилота информацией о полете и окружающей среде. В психологии были описаны особые психические состояния, возникающие у человека в условиях  взаимодействия с виртуальными объектами. И, наконец, термин «виртуальная реальность» был предложен для обозначения специальных компьютеров, которые дают пользователю интерактивное стереоскопическое изображение. Как результат, в сознании большинства людей термин «виртуальная реальность» стал ассоциироваться с компьютерами. Идея виртуальности использовалась в схоластике: виртуальный объект существует, хотя и не субстантивно, но реально, и в то же время - не потенциально, а реально. С помощью этой концепции виртуальности в схоластике были изучены и решены такие проблемы, как: возможность сосуществования реальностей разных уровней, синтез сложных вещей из простых, энергоснабжение акта действия, соотношение потенциального и актуального. Эти проблемы были решены реальностью второго уровня (Божественной реальностью), которая фактически обладает энергией (виртусами), дающей силу разворачивать действие. В научной картине мира, возникшей в Новое время, под названием естественная реальность, в которой сохранилась идея силы (Virtus scholastic) и холодной ядерной трансмутации, различались и другие физические, ментальные и прочие силы. Внутренние противоречия общепринятой картины мира повлекли за собой возрождение идеи виртуальности в XX веке. Конец ХХ - начало ХХІ века знаменует собой устойчивый стремительный рост использования информационных технологий. «Компьютерно-телекоммуникационный взрыв» привел к технологиям виртуальной реальности и к изменению межличностных коммуникаций человека, форм обмена научными знаниями и паттернами культуры [6, 9]. Разработка и активное внедрение технологий глобальных информационных компьютерных сетей и, в частности, интернет-технологий во всех сферах современного общества привел к созданию новой сложной реальности, включающей в себя деятельность человека, социальные институты, ценности, мораль, мировоззрение. На рубеже ХХІ и ХХ веков возникла необходимость выбора и обоснования онтологических постулатов физики. Речь шла об онтологическом статусе фундаментальных абстракций, воспринимаемых исследователями как адекватное отражение фрагментов объективной реальности. Ряд таких абстракций (неделимый атом, мировой эфир, абсолютное пространство и время) были фактически идеализациями ограниченного масштаба. Вот почему необходимо было выяснить, в какой степени физические понятия являются выражением сущности изучаемых объектов и процессов. М. Планк поставил вопрос о том, что мы называем физической картиной мира. Является ли картина мира произвольным творением нашего разума, или, наоборот, она отражает реальные, совершенно независимые от нас явления природы? Важно подчеркнуть мнение, что наличие в каждой картине мира элементов, соответствующих объективной реальности, позволяет нам до определенного момента отождествлять эту картину с самим миром. Изменение физических картин мира показывает, что не все их элементы могут быть сопоставимы с объективной реальностью. Эйнштейн осуществил анализ понятия «физическая реальность». Он использовал термин «реальность» для описания объективного мира, который существует вне и независимо от человеческого сознания. «Вера в существование внешнего мира, - подчеркнул Эйнштейн, - независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания». Но, как мы воспринимаем исследуемый мир, как мы видим структуру этого мира, напрямую зависит от уровня развития знаний и практики, от системы концептуальных инструментов, используемых при описании мира [2]. Таким образом, исследователи на разных этапах развития науки могут отождествлять идеи о мире с самим миром. Вот почему при анализе физической теории необходимо учитывать разницу между объективной реальностью, которая не зависит от какой-либо теории, и физической реальностью, которая задается определенной теорией. В этом смысле термин «физическая реальность» используется, чтобы рассматривать теоретизированный мир как синтез теоретических объектов, представляющих свойства реального мира в рамках этой физической теории. Одну и ту же реальность можно описать разными языковыми средствами [2]. Вместе с таким ученым, как М. Планк, Эйнштейн подчеркнул, что любая картина мира упрощает и схематизирует реальность. Но в то же время это объясняет некоторые существенные аспекты реальности. Это то, что позволяет до определенного момента, пока исследователь не обнаружит новые, ранее неизвестные аспекты реальности, сравнить картину мира с самим миром.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 1   


Ссылка для цитирования:

Никифоров В.С. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА // Международный научный журнал Вестник науки №2 (23) том 1. ISSN 2712-8849. С. 221 - 234. 2020 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2760 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2020