Алексина Е.В. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ РИСУНКА УЧАЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №2 (23) том 1
  4. Научная статья № 44

Просмотры  3 просмотров

Алексина Е.В.  


РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ РИСУНКА УЧАЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ  


Аннотация:
в статье говорится о, проблема, средствах и современных подходах развития детского художественного творчества. Детское творчество рассматривается как естественная деятельность и как личное качество ребенка. Существующий накопленный теоретический и практический опыт в области развития творчества ребенка, через различные виды деятельности, однако, и на сегодняшний день актуализирует проблему развития изобразительных навыков по рисунку у учащихся 10-12 лет   

Ключевые слова:
изобразительные навыки, художественная деятельность, педагогические технологии   


Изобразительное искусство имеет важное значение в комплексном развитии ребенка, особенно в его духовно-нравственном воспитании, эстетическом отношении к культуре, в том числе материальной культуре родного края. Приобщая ребенка к искусству, мы формируем у него не только понятия эстетики, красоты, гармонии, но и учим владеть практическими изобразительными навыками изображения, восприятия, вырабатывая в ребенке потребность в творчестве и анализе продуктов деятельности, оценке произведений искусства. Все это вместе способствует развитию и формированию гармоничной и целостной личности. Таким образом, деятельность ребенка будет носить творческий характер, если в своей совокупности она будет продуктом двух познавательных процессов мышления, с одной стороны восприятия, а с другой его изображения – рисования. Совершенствуя изобразительные умения и навыки, мы развиваем не только творческие способности ребёнка, но и овладении им композиционных умений организации пространства с учетом ее целостности, техники штриховки, заливки и лессировки, средств их выразительности, простота, лаконичность, красочность, а также навыков рисования цветом, карандашом. В результате такой активной художественной деятельности происходит развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, воображения, восприятия, что несомненно влияет на процесс развития уровня познавательной активности, мышления, связанный с умением анализировать, сравнивать, делать свои умозаключения. Особый, актуальный смысл, в век информационных технологий и инноваций приобретает развитие изобразительных навыков у обучающихся. Это также связано с тем, большинство детей более 6 часов проводят «за компьютером», что несомненно отразиться на скорости восприятия информации, на развитие способностей создавать и репродуцировать новые образы, на шаблонность изображения. Поэтому изобразительная деятельность, носящая живую форму восприятия, должна стимулировать творческие способности ребенка, с тем, чтобы он научился рисовать в пространстве видимую форму, а не усвоенные им абстрактные схемы предметом. В соответствии с этим, проблема исследования исходит из определения тех условий включающие организацию образовательно-воспитательного пространства, новые методы и формы, педагогические технологии, при которых процесс творчества стал бы важной двигательной силой в развитии и становлении творческой личности и ее изобразительных навыков. Одним из признанных развивающих чувственно-двигательную функцию, координирующим согласованность двух полушарий, правого и левого, движение руки и глаз, является рисунок, как важный компонент творчества и изобразительной формы. В своем личностном становлении, овладевая изобразительными формами, обучающийся создает рисунок, который организует его духовный мир с эстетическим, формирует систему ценностей и через изображение созданного им художественного  образа влияет на сознание и чувства, воспитывая определенное отношение, помогает глубже познать мир во всем его многообразии. Если говорить о понятии изобразительные навыки, то мы подразумевает под этим овладение практическими, техническими, конструктивными, выразительными средствами изображения, к которым относится линия, пропорции, штрих, тон, контраст, свет, нюанс, пятно, объем и пространство сознательное использование которых приведёт к созданию композиции, художественному образу, целостному и выразительному по своему содержанию. Все это, демонстрирует тот факт, что процесс развития изобразительных навыков зависит от эмоционально-психологического состояния и индивидуальных особенностей личности, а также от методики, средствах и педагогических приемах, технологиях используемых и применяемых педагогов, в практике своей деятельности. Только при таких условиях обучение и воспитание будет носить творческий характер познания. При наличии мотивации овладеть азами изобразительного искусства становится вполне реально, а если добавить к этому регулярные тренировки — можно начать рисовать на весьма приличном уровне, вплоть до срисовывания с натуры с фотографической точностью. Главное в этом — убрать ограничивающие убеждения и просто попробовать, с каждой новой попыткой шансы достичь успеха в этом творческом деле будут возрастать. Действуя поэтапно, от простого к сложному, можно добиться значительного прогресса в совершенствовании собственных навыков. В своей книге «Педагогическая психология», известного психолога и педагога Л.С. Выготского, представившего основные идеи и концепции индивидуального и физиологического обучения и воспитания детей-дошкольников средствами развития изобразительного искусства. Особое внимание автор заостряет на изучение исследование личности ребенка через его психологическую и практическую природу деятельности. Так, в одном из томов, а у Л.С. Выготского их шесть, выдающийся мыслитель и ученый осветил свою знаменитую концепцию - «Психология развития человека» в которой определил наиболее сенситивные периоды развития личности и этапы ее становления в различные периоды жизни, как график развития ребенка с  момента его рождения и переходы на следующий уровень через зоны «нестабильного» становления. Изложенные в книге идеи и концепции Л.С. Выготского стали для многих исследователей фундаментальными знаниями в области психологии и педагогики развития ребенка. Русский педагог, теоретик и исследователь психологии восприятия творчества и эстетического воспитания А.В. Бакушинский в своей книге «Художественное творчество и воспитание» определил этапы и методы развития ребенка, его способностей и личности средствами изобразительного искусства, научно доказав значение художественной деятельности в духовно-эстетическом и интеллектуальном развитии. По мнению Г.М. Кершенштейнера, известного немецкого педагога-реформатора, философа образовательного мышления, автора работы «Концепция школы труда», в которой он ставил задачи, связанные с дидактическими и методическими изменениями, с внутренней организацией школы, развитие ребенка должно происходить в школе, где практические занятия и навыки в том числе и изобразительные, развивают умственные «способности к логической мысли», как неотъемлемая часть характера ребенка, где «ручной труд, есть вещь, неотъемлемая часть характера ребёнка, которая воспитывается в процессе обучения» [8]. В исследовании советский психолог, автор дифференцированной школы психологии, Б.М. Теплова и автор книги «Ум полководца» отмечает, что развитие способностей, как врожденных, так и развиваемых зависит от характера, темперамента, силы ума и воли, но и от методов и методик их измерения и диагностики. Исследователи отмечают высокое значение развитых изобразительных навыков в возрасте 10-12 лет его успешности обучения, определяют степень воздействия на становление личности в процессе освоения грамоты и техники рисования. Воля и ум В этом плане стоит отметить труды Н.М. Сокольниковой, разработавшей программы обучения изобразительному искусству детей и внесшей особый методический вклад в поэтапное и последовательное его развитие.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 1   


Ссылка для цитирования:

Алексина Е.В. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ РИСУНКА УЧАЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ // Международный научный журнал Вестник науки №2 (23) том 1. ISSN 2712-8849. С. 243 - 248. 2020 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2763 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2020