'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  178 просмотров

Гуцко А.А., Быков С.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье исследуется вопрос формирования УУД младших школьников. Особое внимание уделяется формированию познавательных учебных действий. В статье дается характеристика понятий «универсальные учебные действия» и «познавательные учебные действия». Главное внимание обращается на особенности формирования познавательных учебных действий детей младшего школьного возраста. В основной части статьи раскрываются условия и механизмы формирования познавательных учебных действий. Автор статьи приходит к выводу, что познавательные учебные действия не подчиняются строгим тренировкам, а формируются через развитие мыслительных операций на основе постановки и решения учебной проблемы   

Ключевые слова:
универсальные учебные действия, познавательные учебные действия, умение учиться, ФГОС НОО   


Изменения, происходящие в современном мире, характеризуются активным развитием информационных и цифровых технологий. Данные изменения коренным образом преобразуют жизнь человека, требуя от него умения изучать и познавать новшества, быть готовым социализироваться в условиях нестабильности и неопределенности. В связи с чем приоритетным направлением деятельности школьного образования становится формирование универсальных учебных действий учащихся уже с начальных классов. В постоянно меняющемся мире школьнику в будущем важно быть востребованным и полезным современному обществу, а значит необходимо с ранних лет учить детей умению размышлять, взаимодействовать, планировать, исследовать и познавать. Сформированные на достаточно высоком уровне универсальные учебные действия – это успех в процессе взаимодействия с окружающими людьми, с различными информационными источниками для достижения различных целей. Формирование универсальных учебных действий происходит на протяжении всего школьного обучения. Т.С. Котляровой понятие «универсальные учебные действия» характеризуется следующим образом: «они представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды» [3]. В.А. Шабанова трактует универсальные учебные действия как «совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения)» [7]. На основе рассмотренных определений разграничим широкий и узкий смысл понятия «универсальные учебные действия». В широком смысле под универсальными учебными действиями понимается «умение учиться». Умение учиться, по мнению Н.А. Лошкаревой «свободное владение знаниями о способах познавательной (самообучающей, взаимообучающей) деятельности и самими способами» [4]. Универсальные учебные действия (в узком смысле) представляют комплекс способов действий и навыков школьника, которые позволяют ему самостоятельно добывать и усваивать новые знания. Характерной чертой современной школы, согласно ФГОС НОО, является гуманизация образования и ориентация на личность учащегося, на его развитие в ходе деятельности и общения. Поэтому на первый план выносится задача подготовки учеников к высокому уровню познавательной активности. ФГОС НОО выдвигает требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к результатам начального образования – среди них метапредметные результаты (универсальные учебные действия), в которые выделен блок познавательных учебных действий, дана ориентация на формирование поисково-познавательной компетентности выпускника начальной школы [6]. По мнению Н.А. Федосовой познавательные учебные действия – «это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [6]. Познавательные учебные действия формируют у детей младшего школьного возраста способность к познанию нового: умение осуществлять целенаправленный поиск необходимой информации, а также обработку и использование полученной информации в различных условиях. Блок познавательных учебных действий согласно ФГОС НОО делится на [5]:  общеучебные;  логические;  постановку и решение учебной проблемы. Общеучебные познавательные действия связаны с поиском необходимой информации, с осознанием и структурированием полученных знаний. Логические учебные действия основаны на формировании мыслительных операций детей младшего школьного возраста (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). Учебные действия по постановке и решению проблем позволяют сформулировать проблемы, определить способы ее решение, а также осуществить процесс решения проблемы. Н.А. Федосова отмечает, что процесс формирования универсальных учебных действий невозможен без развития их мыслительных операций, которые в период младшего школьного возраста расширяются и становятся более гибкими [6]. Разделяя точку зрения автора, отметим, что дети младшего школьного возраста должны обладать умением ориентироваться в потоке учебной информации, добывать, перерабатывать и усваивать новые знания. Вместе с тем осуществляя поиск дополнительной, недостающей информации. В основе всех этих процессов заложено формирование познавательных универсальных учебных действий. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности и позволяет решать важнейшие задачи развития ребенка: формирование учебной мотивации, развитие познавательной активности и формирование продуктивных навыков. В обучении младших школьников происходит постепенный переход от познания внешних признаков предметов и явлений к познанию их сущностных характеристик. Этот процесс основывается на мыслительной деятельности младших школьников (анализ, синтез, обобщение, аналогии, умозаключения, формулирование выводов и др.). Начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основе опыта вне целенаправленного обучения [6]. Таким образом, формирование познавательных учебных действий не подчиняется строгим тренировкам. Познавательные учебные действия в младшем школьном возрасте формируются через развитие мышления; через стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, сверстника). Поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гуцко А.А., Быков С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №2 (23) том 2. С. 26 - 32. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2771 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2771



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.