'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  162 просмотров

Рузметова Д.А.

  


ОБ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается изучении текстов по специальности   

Ключевые слова:
педагогика, изучение, лексика   


При изучении языка, будь это родной, второй или иностранной его лексическая сторона представляет особую важность. Лексика, как правило, бывает реальной, усвоенной в речи (репродуктивной и рецептивной) и т. потенциальной – не было изучена ранее, но имеется возможность узнать в процессе восприятия текста (графического или аудиотекста). О потенциальном словарном запасе обучающихся проведено множество исследований. В часности, опубликовано весьма солидная научная работа о математической потенциальной лексике. В данной статье речь пойдет о семантизации экономической потенциальной лексике. По определению Солововой Е.Н., активный словарь – это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении, т.е. те слова, которые находятся на кончике языка, как говорят англичане. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, т.е. может быть узнано при чтении и аудировании, но не используется в речи. Границы между ними очень подвижны, могут меняться в зависимости от ряда условий. Помимо этих четко ограниченных «замкнутых словарных минимумов», важно развивать также потенциальный словарь учащихся. Потенциальный словарь носит «открытый» и индивидуальный характер. Он возникает на основе самостоятельной семантизации учащимися неизученной лексики в момент чтения. Его объем и развивающийся на основе этого объема лексический навык находятся в прямой зависимости от степени овладения каждым учащимся активным и пассивным минимумами (Рогова Г.В.). Потенциальный словарь складывается: на основе слов, состоящих из знакомых словообразовательных элементов (знание способов словообразования и значения аффиксов, сложных слов), и слов, значение которых выводимо по конверсии, например: water – to water, milk – to milk; petit – un petit при помощи понимания интернациональной лексики. Особым источником потенциального словаря является языковая догадка, очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов. В ней много случайного и неосознанного. Исследователи вывели три группы подсказок языковой догадки: внутриязыковые, межъязыковые и внеязыковые. Внутриязыковая подсказка вытекает из отнесения слова к определенной грамматической категории, выявления его функции в предложении. Большую роль выполняют и словообразовательные элементы. При работе над текстами студенты-экономисты часто встречают слова, которые они могут понять без словаря, если у них сформированы навыки самостоятельной семантизации. Такие слова принадлежат к потенциальному словарю (ПС) студента, в который входят аффиксальные производные, сложные и многозначные слова, конвертированные образования и слова одного корня, ранее не встречавшиеся, но возможные при знании основных продуктивных словообразовательных моделей языка. Отсюда следует, чтобы принадлежать к потенциальному словарю обучаемых, слово должно быть: – производным; – образованным от знакомой основы и связанным с ней по корню и смыслу; – образованным знакомым способом. Значение суффикса часто показывает, каким образом производное слово связано с исходной основой. У всех суффиксальных производных, принадлежащих к одной словообразовательной модели, имеется общая формула толкования лексического значения (семантическая схема или дефиниция слова). Так, существительные со значением лица имеют формулу «тот, кто + исходное слово», например: manufacturer – one who manufactures, designer – one who designs, dealer – one who deals with business, exporter – one who exports the goods. При работе с суффиксальными моделями рекомендуется раскрывать лексическое значение производных с помощью семантических схем. Студентам предлагается образовать существительные с помощью суффиксов -er / -or от глагольных основ: to bank, to produce, to train, to carry, to project, to observe, to manage, to count, to sell. При ознакомлении с моделью словообразования n + -ful = n преподаватель объясняет, что слова с суффиксом -ful обозначают наличие качества или свойства, а суффикс имеет значение полный: trustful – полный доверия, cheerful – полный радости (веселья), respectful – полный уважения. Суффикс отрицательного значения -less употребляется для образования прилагательных со значением отсутствия качества или свойства, выраженного корневым словом – именем существительным. По своему значению суффикс -less соответствует приставкам русского языка -без, не-: checkless (having no check), nameless, certificateless, cashless, useless, harmless. Слова с суффиксом -able/-ible обозначают способность подвергаться действию, выраженному глаголом: barterable, transportable, countable, changeable, bankable, importrable, responsible. Поскольку в сложных словах внутрисловной опорой можно считать определенную смысловую структуру слова, тогда второе слово всегда является главным, первое служит определением к нему. На этом основании значение многих сложных слов, образованных по модели n + n, может быть выведено по правилу левого определения: левое слово является определением к правому, главному по значению, например: final price – окончательная цена, world bank – всемирный банк, universal money – мировые деньги. Но поскольку значение многозначного слова проявляется только в контексте, принято говорить не о языковой, а о контекстуальной выводимости. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рузметова Д.А. ОБ ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ // Вестник науки №2 (23) том 2. С. 46 - 49. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2774 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2774



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.