'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  201 просмотров

Мешков А.Ю., Тетюхина И.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье выявляются проблемы совершенствования института дознания, а также рассматривается совершенствование законодательства процедуры расследования уголовных дел. В настоящее время проблема совершенствования правового регулирования в России имеет большое значение. Любое совершенствование правовых предписаний имеет целью прогрессивное развитие общественных отношений   

Ключевые слова:
производство дознания, изменение законодательства, проблемы, прокурор, развитие, расследование, уголовные дела   


На современном этапе законодательство Российской Федерации претерпевает существенные изменения. Подверглось им и правовое регулирование уголовного судопроизводства, в том числе досудебного производства. Дознание как формы предварительного расследования отвечают назначению уголовного судопроизводства, базируются на единых принципах и общих условиях предварительного расследования [1]. Результаты расследования при обеих формах имеют одинаковое доказательственное значение. Количество уголовных дел, по которым проводится дознание, достаточно велико. Так, по данным МВД РФ, в январе - июле 2017 г. расследование в форме дознания проводилось по 624,7 тыс. уголовных дел, что составило 47% от общего их числа. При этом было раскрыто 424,7 тыс. преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно (+6,3%). Указанные цифры подтверждают востребованность дознания как упрощенной формы предварительного расследования [2]. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ УПК РФ был дополнен гл. 32.1 «Дознание в сокращенной форме», что подтверждает стремление законодателя продолжить дифференциацию форм предварительного расследования [3]. Важной составляющей надлежащего производства предварительного расследования в форме дознания является наделение дознавателя процессуальной самостоятельностью, что позволяет ему в рамках своей компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять законные действия, принимать обоснованные решения, формулировать выводы и заключения [4]. Предварительное расследование в форме дознания производится по общим правилам производства предварительного расследования, установленным уголовнопроцессуальным законодательством за исключением норм, содержащихся в главах 32 и 32.1 УПК РФ, регламентирующих правила производства дознания в общем порядке и в сокращенной форме [5]. Порядок производства предварительного расследования в форме дознания отличен от порядка производства предварительного расследования в форме предварительного следствия, наряду с другими отличиями, сроками производства по уголовным делам [6]. Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания: 1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания. 2. По истечении указанного периода, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями.  3. По истечении 6 месячного срока, срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Соответствующие поправки необходимо внести в УПК РФ и изложить статью 223 УПК РФ в следующей редакции: «3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток. 4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. 5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором до 12 месяцев». Кроме того, необходимо внести изменения в содержание части 3.3 статьи 223 УПК РФ, указав вместо слов «При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором» словами «При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается начальником органа дознания» [7]. Современная модель дознания, после ряда корректив уголовно-процессуального закона (увеличение срока, возможность его продления, отказ от критерия очевидности) в большей мере стала отвечать потребностям правоприменительной практики [8]. Для теории и практики уголовного судопроизводства весьма актуальна в настоящее время разработка предложений по совершенствованию нормативного регулирования в УПК РФ вопросов возбуждения уголовных дел органами дознания, порядка и организации расследования отдельными органами дознания, разграничения компетенции между органами следствия и дознания

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мешков А.Ю., Тетюхина И.Н. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ // Вестник науки №2 (23) том 2. С. 67 - 70. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2778 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.