'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 2
  4. Научная статья № 15

Просмотры  86 просмотров

Порфирьев Е.В.

  


ТЕНДЕРНАЯСИСТЕМА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЕЁ НЕДОСТАТКИ *

  


Аннотация:
в данной статье проводится анализ существующей тендерной системы в строительной отрасли, приводятся примеры из практики и предлагается вариант решения проблем   

Ключевые слова:
тендер, подряд, государственный подряд, государственный контракт, заказчик, подрядчик, федеральный закон   


В наши дни тендерная система очень актуальна: она используется повсеместно т.к. позволяет создать конкурсные условия для претендентов. Она призвана поддерживать конкурентную среду на рынке строительных услуг, а также исключить возможность создания монополий. Проведение тендера даёт заказчику возможность выбрать подходящую подрядную организацию из нескольких вариантов и заключить с ней договор подряда на выгодных для себя условиях, сэкономив часть денежных средств (что крайне важно для государственных и муниципальных заказчиков) [1]. Для строительной организации победа в конкурсной процедуре означает гарантированную работу и доход на определённый срок. Победители крупных тендеров после реализации проекта имеют возможность вырваться в лидеры строительного бизнеса. Даже проигравшая в конкурсе компания может извлечь для себя выгоду: участие в торгах может сделать её узнаваемой на рынке [4]. Тендерная система при внедрении была призвана решить ряд проблем со стоимостью выполняемых работ, добросовестным их исполнением и с надлежащим качеством. Однако на практике эффективность тендерной системы постоянно ставится под сомнение: законодательство в этой области не совершенно, в нём присутствуют лазейки для различного рода махинаций и манипуляций, которыми пользуются недобросовестные подрядчики (например, демпинг, картельный сговор). Возможны махинации так же и со стороны заказчика, при которых тендер достаётся «своим», в таких случаях добросовестные организации, как правило, покидают конкурс. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный или муниципальный заказчик обязан выбрать подрядчика, предлагающего минимальную цену контракта. При этом, сумма контракта никак не увязывается с затратами на выполнение работ. Может возникнуть ситуация при которой тендер будет выигран компанией, выставившей заниженную цену, при которой невозможно выполнить работы без ущерба самой организации. Но, как известно, никто не будет работать себе в убыток, поэтому нарушаются технологии, страдает качество выполняемых работ. Так же при этом могут быть сорваны и сроки сдачи объекта. Для наглядности можно рассмотреть такой условный пример: муниципальным заказчиком объявляется конкурс на ремонт автомобильной дороги в городе N с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - Н(М)ЦК) Х млн. рублей. Предположим, в торгах участвуют четыре строительных компании: А, Б, В и Г. Компании А и Б методично ведут борьбу между собой, постепенно снижая предлагаемую Н(М)ЦК. При этом предложения обеих компаний основываются на сметных расчётах, с учётом действующих сметных нормативов и сложившихся рыночных условий. Предположим, предложенное снижение составило 2% и 3% соответственно. Компания В предлагает цену немного ниже, чем у А и Б, скажем, снижение составляет 3,5%. А компания Г в это время сбивает цену ниже плинтуса – снижение 23%. Компании А и Б, понимая, что при таком объёме денежных средств невозможно выполнить работы, покидают торги. Компания Г становится победителем аукциона, как предложившая наименьшую цену контракта. Спустя некоторое время, организатор торгов выясняет, что компания Г выводится с торгов на юридических основаниях. Таким образом, организация В, предложившая не на много меньше, чем А и Б, становится победителем [2].  В данном примере А и Б – добросовестные компании, которые были «устранены» компанией Г. Таким образом, они лишились возможности обеспечить себя подрядом. Для решения проблем, повышения эффективности освоения средств требуется в первую очередь изучить возникающие проблемы, решение которых позволит разработать наиболее подходящую и плодотворную процедуру выбора подрядчика и выполнения работ. На наш взгляд, более эффективной может быть система при которой конкурс не проходит вслепую, а предложенная цена контракта напрямую увязана с затратами на выполнение работ. Возможно, это потребует дополнительных усилий со стороны заказчика: предварительный мониторинг рынка, поиск потенциальных контрагентов, переговоры между заказчиком и потенциальными подрядчиками, выезды на объект с целью осмотра, осмечивания. Разумеется, нельзя подрядчика выбирать случайным образом. Можно предложить следующие требования к потенциальному подрядчику: - наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта в полном объёме; - наличие на праве собственности или на других законных основаниях строительных машин, механизмов, а так же другого оборудования и материальных ресурсов для исполнения контракта в полном объёме; - наличие положительной деловой репутации и опыта работы, достаточного для исполнения контракта; - наличие необходимых кадровых ресурсов: потребного количества специалистов и иных работников необходимого уровня квалификации для исполнения договора; - наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к выполнению необходимых видов работ; - отсутствие решения суда о признании банкротом; - отсутствие долгов по налогам и другим сборам. У разных заказчиков могут быть разные требования, поэтому список может быть как дополнен, так и урезан.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Порфирьев Е.В. ТЕНДЕРНАЯСИСТЕМА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЕЁ НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №2 (23) том 2. С. 80 - 83. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2781 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2781



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.