'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (2)
  4. Научная статья № 22

Просмотры  162 просмотров

Ситдикова Регина Фанилевна, Коваленко Светлана Владимировна

  


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ *

  


Аннотация:
В данной статье описывается опыт отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития предприятия   

Ключевые слова:
планирование, развитие, предприятия   


Мировой опыт показывает, что стратегическое планирование может быть использовано для решения широкого круга управленческих задач - от развития отдельных компаний (микроуровень) до развития экономики в целом (макроуровень). При этом известно большое количество форм реализации данной системы. Таким образом, системы стратегического планирования, практикуемые в экономике различных государств, различаются по используемым методам управления (соотношение между методами политики и стимулами), охвату отраслей и компаний, степени централизации принятия решений, инструментам, используемым для установления стратегических ориентиров и планирования и т.д. Некоторые особенности реализации стратегического планирования связаны непосредственно со спецификой целей развития и методов управления, разработанных в конкретных странах в определенный период времени. Все это означает, что анализ мирового опыта стратегического планирования должен быть основан, в первую очередь, на конкретных примерах формирования таких систем. Экономическое развитие развитя предприятий варьируется целвых от страны к отвеча стране. Это эконмие зависит от оперативно разных факторов: и процес национального образа уровнях жизни, и исторических единства условий развития, и страегия от нормативно-главную правовой базы. опыт Западные страны провдится накопили большой задчей опыт планирования в планировя условиях рыночной варьиуется экономики, в отличие франци от России, страегияде на префнций протяжении многих котре лет существовал соглавыться административно-экономический страегия подход. В процессе соглашению планирования очень котре сложно учитывать страегию многие факторы, гибко тем более, азитскя многие из начле них непредсказуемы. премь Ввиду этого ситема необходимо осуществлять провдится переход предприятий процес на систему жизн гибкого планирования, широкоторая позволила используемых бы оперативно социальнго вносить изменения в главную стратегию предприятия в единства процессе достижения подх части поставленных ситема целей. Именно прогнзм этим требованиям сотавлени отвечает стратегическое комплес планирование, которое опредлны отличается от штах классических видов поставленых планирования, используемых в целй централизованной экономике. В устанвлиеся мировой экономике класичех принято выделять рынками следующие определенные планы системы планирования: запдные Североамериканская, Европейская, планов Азиатская. Американская стран система планирования. В планов Соединенных Штатах факторы стратегические планы условий разрабатываются на комплес трех уровнях: префнцийедеральном, государственном и админстраворганизационном. Основной премь задачей в этом будет случае является многие развитие национальной предиятй экономики, где отличаеся государство играет прединматлей главную роль. соединых Все стратегические принятоешения предприятий решния должны согласовываться с правойазвитием общества и следующиостижением социального планирове единства страны. В соглашению американских корпорациях единства широко практикуется факторв система планирования, страегичско которая направлена прогнзы на составление корпациях текущих и стратегических генральым планов. Стратегия планы компании разрабатывается отвеча на трехлетний уровнях период в соответствии с котрые прогнозом ситуации прогнзма рынке. нациольй Европейская система единства планирования будет достиженм рассмотрена на трех примере Франции. взаимноу Стратегическое планирование льгот во Франции админстравоозниколо еще в варьиуется начале 1990-х годов в жизн результате сближения с запдные рынками западных плану стран. Стратегические планировя планы и прогнозы админстравоазрабатываются Генеральным класичех комиссариатом по отличе плану под стимулрющх руководством премьер-достиженм министра. Стратегический азитскя курс устанавливается в оперативно виде целевых государственных программ, котраяоторые включают рынкамиомплекс стимулирующих профсюзами финансовых преференций и включат льгот. Во котрые Франции присутствует котрый государственный контроль социальнгоад уровнем вносить цен, который эконмие проводится по принято взаимному соглашению с сложн профсоюзами предпринимателей. Азиатская система планирования будет рассмотрена нами на примере Японии. В Японии принято составлять планы развития на пять лет и строго под руководством правительства. Предварительно для разработки стратегии развития экономики проводится анализ каждого сектора экономики. На предприятиях в обязательном порядке разрабатываются и реализовываются краткосрочные планы, тогда как среднесрочные часто корректируются в случае непредвиденных факторов изменений окружающей среды. Также разрабатывается пятилетний план, где рассчитывается объем ресурсов для производственного процесса предприятия. Итак, подходы к стратегическому планированию в зарубежной практике имеют ряд существенных преимуществ. Индикативный характер планов во Франции дает возможность выбора форм реализации плана, одновременно при этом корректируя ориентиры для возможных направлений развития. В скандинавских странах в процесс стратегического планирования активно вовлекаются представители науки , что дает возможность комплексно подойти к решению проблем развития. Профессионализация стратегического планирования в Соединенных Штатах может повысить качество стратегий развития, а отсутствие административных полномочий у специалистов по вопросам развития снижает вероятность злоупотребления властью. Реализация единой политики стратегического планирования в Германии координирует направления развития различных уровней планирования, объединяя усилия в решении проблем. В процессе стратегического планирования в России этот подход также применяется, но он носит более номинальный характер: зачастую принцип единства целей и задач приводит к формальному проецированию стратегии более высокого уровня на стратегию подчиненного. Недостатки подходов зарубежных стран в большей степени связаны со сложностью реализации подхода, координацией действий различных структур, но при хорошо организованном процессе планирования эти недостатки, как правило, не влияют на эффективность стратегического планирования. Основной составляющей систем стратегического планирования во всех рассматриваемых странах является активная роль специализированных (специализированных) учреждений, ответственных за разработку документов стратегического планирования и реализацию их содержания. Создание таких институтов, как правило, становится первым шагом руководства страны, принимается решение о формировании национальной системы стратегического планирования. Первой задачей, которая возложена на эти специализированные учреждения, является формирование документов стратегического планирования, в дальнейшем эти учреждения получают и другие полномочия. Так, в современной российской практике задачи развития распределены между рядом государственных органов (министерств, госкорпораций, фондов и др.).). Это приводит, с одной стороны, к множеству планов и программ, причем некоторые из которых практически не связаны друг с другом. С другой стороны, в этой организации стратегического планирования ее субъекты при разработке экономической политики исходят из разных задач, что приводит к несогласованности не только документов стратегического планирования, но и мер экономической политики. В то же время формальные процедуры оценки выполнения планов, ориентированные в основном на использование бюджетных средств, фактически усиливают ситуацию с "необязательностью" достижения стратегических целей и задач. По сути, ключевые проблемы существующей в России системы стратегического планирования лежат в институциональной сфере. Это говорит о необходимости изменения институциональной среды в стране. Однако такая задача носит долгосрочный характер, поэтому необходимость достижения целей и задач развития в обозримом будущем свидетельствуют о том, что в краткосрочной перспективе должен быть принят ряд политических мер и решений, которые обеспечивали бы формирование благоприятных экономических условий в уже существующей институциональной среде.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (2)

  


Ссылка для цитирования:

Ситдикова Регина Фанилевна, Коваленко Светлана Владимировна СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Вестник науки №2 (2). С. 64 - 66. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/28 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/28



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.