'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  116 просмотров

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А.

  


КАВКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕСТУЖЕВА-МАРЛИНСКОГО *

  


Аннотация:
в статье рассматривается кавказский период творчества одного из наиболее известных российских литераторов первой половины ХХI века А.А. Бестужева-Марлинского на примере повестей «Аммалат-Бек», а также влияние кавказских мотивов на его жизнь   

Ключевые слова:
Бестужев-Марлинский, кавказская повесть, новый тип героя, жизнеописание, литературное творчество   


Наиболее ярким и плодотворным периодом в творчестве А.А. БестужеваМарлинского является период Кавказской ссылки. Под градом пуль, снедаемый внутренними сомнениями А.А. Бестужев-Марлинский создает самые знаменитые свои повести и очерки. Среди которых: «Мулла-Нур» (1836), «Аммалат-Бек» (1832), «Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты» (1834), «Прощание с Каспием» (1834) и многое другое. А.А. Бестужев-Марлинский провел на Кавказе около восьми лет. Изгнание повлияло не только на его творчество, но и на его судьбу в целом. Именно Кавказ становится посмертным пристанищем писателя. А.А. Бестужев-Марлинский входил в вольное общество любителей российской словесности в кругах декабристов. После сенатского восстания в 1825 году его отправляют в Сибирь, приговорив к двадцати годам каторжных работ. Оттуда в 1829 году в числе других декабристов Бестужев-Марлинский попадает на Кавказ. Эта земля еще не была полностью обжита и освоена, свирепствовала лихорадка, шел тринадцатый год Кавказской войны. А.А. Бестужев-Марлинский попадает из огня в полымя, но это не ломает его дух и волю, он участвует во многих сражениях, получает чин офицера и георгиевский крест. Писатель полностью сливается с Кавказом, можно сказать, становится его частью, называет его «краем поэзии и любви». В письмах к доктору Эрману он пишет: «Быстрый мой перелет за хребет Уральский не имел в себе ничего особенного, и я на миг въехал в Европу, чтобы снова покинуть ее. Ровно через месяц, от холмов Саянских я уже был под тенью Эльбруса Бештау. Оттуда обновилась боевая жизнь моя. С Владикавказа въехал я в ущелие, пробитое Тереком сквозь железные ворота, которыми, встарь, Азия изрыгала на Русь волны дикарей. Там над головою путника вьется разбойник воздуха - орел, там рыщет разбоник лесов - волк, и разбойник гор - Черкес: припав за камнем, готовит им и себе добычу. По Ермоловскому Семплону взбирался я в область громов, и скажу прямо, что кто видел Кавказ в грозу и вёдро, тот может умереть не завидуя Швейцарии…Я упивался зрением... я любовался Касбеком, на льдяных раменах которого отдыхали облака, и ненаглядною цепью опаловидных гор, и голыми утесами ущелия - и все было так мирно кругом, все, кроме кровожадного человека. Страх, как Ангел с пламенным мечем, стрегущий границы рая, сторожит этот край поэзии и любви. елей просвещения смоет кровь с крутин Кавказа и обратит сынов его - героев-разбой. До сих пор оно коснеет в первобытной дикости, подобно снегам своих гор, на которых веки не оставили следов. Как островитяне древнего миpa, они еще борются с волнами нового их заливающего... но это издыхающий лев.» [1] В повестях кавказской тематики, автор сумел вывести новый тип героя. Личность неординарную, амбициозную, темпераментную, но очень чувственную. Самым ярким представителем этого типа является Аммалат-Бек, из одноимённой повести. Аммалат-Бек - свободолюбивая натура, юноша добивается любви прекрасной  Селтанеты. В жизненном пути он нередко, оказывается перед сложным нравственным выбором, приводившим его к роковым последствиям. В нём борются противоречивые чувства долга и любви. Автор большое внимание уделяет описанию характера героя. Столкновение мировозренческих взглядов и разных культур, искусно рисуется в знаменитой повести. Помимо этого, в художественное произведение внедрены различные литературные жанры: песни, письма, дневники, элементы фольклора, все это отражает литературную тенденцию того времени. А.А. Бестужев-Марлинский с восхищением отзывался об этом благодатном крае и его жителях: «Скоро ли настанет время, когда елей просвещения смоет кровь с крутин Кавказа и обратит сынов его – героев – разбойников, в миролюбивых оратаев?» [1] «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздоров говорили путешественники, и так мало знают их соседи – Русские, что мне не хочется умножать шайку хвастунов.» Таким образом, мы понимаем, что Кавказ в творчестве А.А. БестужеваМарлинского играл одну из основных ролей. Здесь родились его лучшие произведения. На протяжении всего периода, проведённого на Кавказе, А.А. Бестужев- Марлинский знакомился с традициями, языками, фольклором и историей этого чудесного края. Тесно знакомый с культурой и обычаями кавказских народов А. А. Бестужев – Марлинский с большой точностью описывает их ментальные особенности в своём творчестве.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А. КАВКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕСТУЖЕВА-МАРЛИНСКОГО // Вестник науки №2 (23) том 3. С. 35 - 37. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2805 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2805



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.