Часыгова Л.М., Итарова Л.Б., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧАБУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  42 просмотров

Часыгова Л.М., Итарова Л.Б., Хадзиева А.А.

  


ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧАБУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

  


Аннотация:
в статье рассматривается мистический образ Воланда из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Его описание и значение   

Ключевые слова:
Булгаков, роман, мистика, образ, мистический образ, Воланд, свита   


Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», бесспорно, одно из величайших произведений мировой и отечественной литературы ХХ века. Споры и обсуждения вокруг этого романа продолжаются и в наши дни. Это одна из самых известных книг писателя, самая таинственная, мистическая и загадочная история, не потерявшая со временем своей актуальности. Роман вызывает интерес не только у отечественных исследователей, но и у зарубежных, он затягивает читателя с первых страниц. Опус включает в себя элементы сатиры, философии и детектива. Он имеет несколько сюжетных линий: любовная линия Мастера и Маргариты, религиознофилософская линия Понтия Пилата, а также мистико-сатирический образ Воланда и его свиты. Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» самый замысловатый и затягивающий. Свита Воланда состоит из нескольких персонажей, в неё входят Азазелло, Коровьёв или «Фагот», кот Бегемот и Гелла: «… рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьёвым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую.» [1, с.307 ] Воланд получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Хотя сам, М.А. Булгаков отрицал, что образ Воланда основан на каком-то прототипе: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет», - писал М.А. Булгаков.[ 2, c. 87]. Но символы Мефистофеля как правило, относящиеся к внешним атрибутам Воланда в романе, несомненно, присутствуют. Возьмем, к примеру, пуделя. Мефистофель сам залез в шкуру пуделя. В «Мастере и Маргарите» символ пуделя встречается несколько раз. Во-первых, это трость Воланда: «Под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя»[1, с.1] Во-вторых, это подушечка на которую Маргарита ставит ногу во время бала: «Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем.» [1, с. 317]. И в третьих, это цепь на шее у Маргариты: «Откуда-то явился Коровьёв и повесил на грудь Маргариты тяжёлое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи» [1, с. 314] Для подтверждения данной мысли, можно взять эпиграф к роману «Мастер и Маргарита». Это слова того же Мефистофеля: «…так кто ж ты наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Таким образом, Воланд - один из самых ярких и загадочных персонажей в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».В романе его называют поразному: «Духом зла», «Повелителем тьмы», «Князем тьмы», «Мессиром», так как этот персонаж воплощение нечистой силы, дьявол, сатана: «Вчера на Патриарших прудах  вы встретились с сатаной» [1, с. 162 ]. Или: «Взор её притягивала постель, на котором сидел тот, кого ещё совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати» [1, с. 304]. По одной из версий имя «Воланд» восходит к англо-саксонскому языческому пантеону «Велунда». По другой версии это имя восходит к немецкому «Faland», что означает «Лукавый». Важно отметить, что слово «Faland» упоминается и в самом тексте: «Может быт, и не Воланд. Может быть, Фаланд.» [1, с. 223] Воланд характеризуется ироничностью, скептичность, театральностью: «Я – специалист по чёрной маги» [1, с. 21], так представляется нам персонаж на первых страницах романа. В романе даётся чёткое описание повседневного вида этого персонажа: «Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого… С левый стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя[1, c. 11]. Очень искусно и магически описываются в романе глаза персонажа, как будто писатель хотел при помощи подобного описания глаз передать всю сущность этого персонажа: «Правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней» [1, с. 304 ]. Или: «Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный.» «… Разные глаза, брови!»[1, с. 11]. У Воланда низкий, тяжёлый голос: «Приглушив свой низкий голос» [1, c.13]. Воланд обладает неограниченными возможностями, творит чудеса, существует вне времени и пространства. Он вездесущ: «Вздор! Лет через триста это пройдёт» [1, с. 310] «Я лично присутствовал при всём этом. И на балконе был у Понтия Пилата» [1, с. 52] Князь тьмы и его свита, появившись в Москве, начинают наказывать людей за их аморальные, дурные поступки: жадность, взяточничество, доносительство. Воланд не совращает души людей. Многие мысли и фразы Воланда и его свиты нехарактерны для «дьявола-искусителя», он лишён традиционного образа сатаны. Воланд, исполняет свои обещания, он и добр, и справедлив с теми, кто этого заслуживает. По просьбе Маргариты он освобождает Фриду, которая убила своего ребёнка: «Я хочу, чтобы  Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка» [1, 340] Довлатов пишет про Воланда: «…Добро, то, что олицетворяет Воланд? Абсолютное зло? Нет, всего лишь справедливость» [3, c. 78]. Таким образом, исследовав одного из главных образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - Воланда, мы пришли к выводу о том, что персонаж он неоднозначный и расплывчатый, так как отходит от привычного всем облика дьявола, но во внешности его сохранён традиционный отличительный признак – глаза разного цвета. С помощью этого персонажа писатель показал портрет современного ему общества, указал людям на их же грехи.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Итарова Л.Б., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧАБУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» // Вестник науки №2 (23) том 3. С. 41 - 44. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2807 (дата обращения: 01.12.2022 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2020