'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  120 просмотров

Климова Т.А., Сидорова Т.Ю.

  


ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в представленной статье рассмотрены проблемы горнодобывающей отрасли промышленности. Определены правовые критерии понятия рационального природопользования данной отрасли, обоснована их актуальность в условиях ограниченности ресурсов и в рамках достижения целей устойчивого развития   

Ключевые слова:
горнодобывающая отрасль промышленности, рациональное природопользование, горное право, добыча полезных ископаемых   


Горнодобывающая промышленность относится к числу производств, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. Разрушение поверхностного слоя земли, возникновение горных выработок и отвалов вскрышных пород, нарушение гидрологического режима рек, загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, разрушение целостности экологической системы и природных ландшафтов. В условиях перехода к устойчивому развитию особое значение придается высокой экономической эффективности горнодобывающей отрасли с соблюдением экологической безопасности, повышением социального уровня и качества жизни населения [1]. Актуальность вопроса необходимой рациональности подтверждается реально складывающейся обстановкой вокруг горнодобывающей отрасли. Одним из примеров нерационального природопользования является ситуация, сложившаяся на территории Курагинского района Красноярского края в октябре 2019 года на р. Сейба при прорывы технологического пруда-отстойника, предназначенного для осуществления оборотного водоснабжения, в том числе сброса сточных вод в водный объект путем их фильтрации через борта отстойника, в процессе золотодобычи, которая привела не только к загрязнению окружающей среды (в частности водного объекта, по результатам лабораторных исследований отобранных образцов установлено наличие в водах реки значительного количества взвешенных веществ), но и к причинению вреда здоровью и жизни людей (в результате происшествия погибли пятнадцать человек, пятеро числятся пропавшими без вести) [2,3]. Для определения понятия рационального природопользования в горнодобывающем производстве необходимо понимать, что рассматриваемые в пределах горнодобывающей отрасли промышленности ископаемые относятся к категории природных ресурсов исчерпаемых и невозобновляемых. Не стоит упускать из виду состояние окружающей среды, природных объектов и ресурсов (воды, почва, лесные ресурсы и пр.), которые могут быть подвержены (или подвергаются) негативному воздействию горных технологий. В российском законодательстве термин «рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов» нормативно не раскрывается. Однако в некоторых источниках позитивного права все же закрепляются определения рационального использования конкретных невозобновляемых природных ресурсов. В Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ32 под рациональным использованием недр понимается осуществление такого комплекса технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых и иных мероприятий, которые в процессе изучения, освоения и использования ресурсов недр при соблюдении установленных лимитов, норм, стандартов и правил недропользования дают государству и обществу наибольший социально-экономический эффект от использования природных ресурсов рассматриваемого участка недр [4]. М. Е. Махрова предложила следующую формулировку юридического критерия рационального использования невозобновляемых природных ресурсов: «предельный объем изъятия конкретного вида полезных ископаемых не должен превышать нормативных объемов образования сырья этого же вида в продуктах переработки». Из чего следует целесообразность определения нормативов образования возможных к сбору вторичных ресурсов, потенциально пригодных для использования. В юридической науке имеются теоретические разработки по поводу рационального использования отдельных невозобновляемых природных ресурсов, наибольший социально-экономический эффект при использовании природных ресурсов как характеристика рационального использования проявляется в двух критериях: 1) максимально полное их использование и/ или извлечение; 2) экономное расходование с наименьшими потерями (ресурсосбережение). Несмотря на отсутствие закрепленных в законодательстве о недрах нормпринципов, рациональное использование недр следует рассматривать в качестве общеотраслевого принципа горного права, реализуемого как в правоотношениях по пользованию недрами, так и в иных, непосредственно связанных с ними, правовых отношениях. Регулирование указанных общественных отношений на основе принципа рационального использования недр необходимо, поскольку данные отношения неотделимы от процесса недропользования, понимаемого как пользование полезными свойствами недр для удовлетворения экономических потребностей общества. Нормативное регулирование в сфере хозяйственного использования недр имеет целью обеспечение баланса частных экономических и публичных экологических интересов, что выражается в обеспечении рационального использования данного природного ресурса

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Климова Т.А., Сидорова Т.Ю. ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник науки №2 (23) том 3. С. 50 - 55. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2809 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2809



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.