'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 3
  4. Научная статья № 23

Просмотры  97 просмотров

Халикова К.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ *

  


Аннотация:
в данной статье освящены особенности оптимизации налогообложения организаций электроэнергетики, рассмотрена эффективность регулирующей и стимулирующей функции налогообложения для компаний электроэнергетики, показаны этапы оптимизации системы налогообложения на уровне отрасли, выделены задачи развития налоговой политики в отрасли электроэнергетики   

Ключевые слова:
электроэнергетика, налогообложение, механизм оптимизации   


Устойчивое развитие и надежное функционирование электроэнергетики во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются одним из важнейших факторов ее успешного экономического развития, определяя конкурентоспособность национальной экономики. Налоговая составляющая занимает существенную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектах электроэнергетики. Хозяйственные процессы компаний и финансовые результаты их деятельности формируются под влиянием системы налогообложения. В современных условиях хозяйствования успешное функционирование хозяйствующих субъектов электроэнергетики практически невозможно без построения эффективного механизма оптимизации налогообложения, основанного на исследовании внешних налоговых условий отрасли и построения адекватной внутренней корпоративной системы налогообложения. Налоговое регулирование отрасли экономики, согласно определению А.А. Малецкого, представляет собой процесс целенаправленного управляющего воздействия государства на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов отдельных секторов экономики посредством установления, введения и взимания системы налогов, подкрепленный институтом государственного принуждения в целях гармонизации и оптимизации, заложенных в налогах фискальной, регулирующей, социальной и контрольной функции в соответствии с приобретенными направлениями развития страны. При этом целями налогового регулирования выступают как наиболее эффективное содействие реализации стратегии развития экономики страны и отдельных ее отраслей, так и обеспечение оптимального баланса интересов. Целенаправленные комплексная налоговая политика государства в отношении стратегически важных отраслей способна обеспечить мультипликативный эффект воздействия на социально-экономические показатели развития экономики страны. Регулирующая и стимулирующая функции налогообложения компаний электроэнергетики реализуются недостаточно эффективно. При этом отсутствует комплексный подход к исследованию направлений оптимизации налогообложения предприятий электроэнергетики с учетом их отраслевой специфики. Понятие и пределы налоговой оптимизации исследованы в работах А.В. Брызгалина, определяющего налоговую оптимизацию как уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и иных законных способов, и приемов. Наиболее широкое распространение в российской практике получил подход, согласно которому определяющими признаками понятия налоговой оптимизации являются целенаправленность, комплексность, правомерность деятельности, эффективность использования специальных методик и способов минимизации налоговых обязательств. Исследования оптимальности действующего механизма налогового регулирования государства в разрезе приоритетных секторов экономики практически отсутствуют. Оптимизация системы налогообложения на уровне отрасли может быть осуществлена по этапам: 1. Определение актуальных проблем, стратегических и тактических целей развития отрасли и выбор ключевых параметров оптимизации экономики отрасли посредством использования налоговых механизмов; 2. Оценка налогового потенциала отрасли; 3. Оценка положений действующей системы налогообложения на предмет соответствия ключевым параметрам оптимизации и выявления направления повышения ее эффективности для достижения стратегических и тактических целей развития отрасли; 4. Выбор методов и инструментов налоговой оптимизации; 5. Практическая реализация процесса налоговой оптимизации; 6. Оценка эффективности налоговой оптимизации и изменения ключевых параметров экономики отрасли под воздействием налогового механизма. В обобщенном виде оптимизация налогообложения хозяйствующих субъектов электроэнергетики представляет собой процесс взаимодействия субъектов налоговых правоотношений( государственных органов и предприятий электроэнергетики) по осуществлению правомерного управленческого воздействия на объекты налогообложения с целью достижения ключевых параметров, определяемых налоговой политикой государства и налоговыми политиками отдельных налогоплательщиков с учетом стратегических и тактических целей развития отрасли, установленных Энергетической стратегией России. Важную роль в процессе оптимизации налогообложения электроэнергетики играет внешнее регулирование со стороны государства в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Государство прямо заинтересовано в оптимизации налогообложения электроэнергетики с целью установлении баланса интересов бюджета  и экономики отрасли, поскольку излишне высокий уровень налогообложения может оказывать сдерживающее влияние на развитие отрасли. Стратегические цели развития электроэнергетики регламентируются Энергетической стратегией России до 2030г., утвержденной распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р. В дальнейшем в связи с изменением внутренних и внешнеэкономических условий был разработан проект Энергетической стратегии до 2035г. (далее ЭС-2035), который был внесен Минэнерго России 1 октября 2015г. в Правительство РФ письмом от 30.09.2015 № АН-11098/02. Энергетическая стратегия России обозначила внутренние и внешние вызовы электроэнергетики России. К числу внутренних вызовов отрасли относятся:  Замедленное посткризисное развитие экономики;  Старение инфраструктуры производственных фондов;  Технологическое отставание отрасли от уровня развитых стран;  Рост цен на энергоносители для конечных потребителей;  Необходимость развития технологического энергосбережения. Главным внутренним вызовом является необходимость глубокой и всесторонней модернизации электроэнергетики. Внешними вызовами для энергетики России стали переход от ресурсной глобализации к энергетическому самообеспечению, а также неустойчивость на мировых энергетических рынках, волатильность цен на энергоресурсы и обострение конкуренции. Энергетическая стратегия страны обозначила переход отрасли к ресурсноинновационному развитию посредством широкого внедрения инновационных отечественных технологий. При этом роль энергетики в экономике страны определена как переходная от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Халикова К.Р. ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ // Вестник науки №2 (23) том 3. С. 100 - 105. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2819 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2819



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.