'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  239 просмотров

Кокоришвили Т.И.

  


ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается роль изучения биографии писателя в старшей школе   

Ключевые слова:
биография как жанр текста, эстетическое восприятие творчества писателя   


Проблема изучение жизненного пути писателя всегда вызывала живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника — не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев». Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов. Большое внимание на личность писателя обращал В.Г. Белинский и в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года» писал: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт, прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[3]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества. Актуальность данной темы обусловлена низким уровнем интереса к чтению у большинства учащихся старших классов и снижением качества знаний по литературе, в том числе и знаний биографических. На современном этапе необходимо уделять особое внимание развитию интереса к чтению и культуры осмысленного чтения и исследовать резервы биографии писателя как средства развития этого интереса. Изучение биографии писателя помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Основная задача изучения биографии писателя в старших классах — знакомство учащихся с личностью художника на всех уроках изучения монографической темы. Но что поможет учителю воссоздать неповторимый творческий облик писателя? Этой цели могут служить воспоминания современников и родных, письма, дневники, автобиографии, записные книжки писателя. Задача учителя состоит в том, чтобы уроки по биографии писателя были психологической и эстетической подготовкой к изучению художественного текста. Знакомство с биографией должно происходить в единстве с обзором творчества, «ибо эстетическая задача при изучении биографии писателя состоит в том, чтобы увидеть, как жизнь воплощается художником в произведения искусства». При подготовке к урокам (учебным ситуациям на уроке), посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, выбор форм работы  значителен. Учащимся можно предлагать разнообразные опережающие задания репродуктивного и исследовательского характера: познакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; в приведенной в учебнике биографической справке (в статье биографического словаря или справочника) выделить наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающие лучше понять поэта; подготовить эмоционально-психологический портрет поэта; подобрать факты, раскрывающие особенно ярко индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы и др. Таким образом, в старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кокоришвили Т.И. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА // Вестник науки №2 (23) том 4. С. 25 - 27. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2835 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2835



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.