'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  95 просмотров

Мойсенова А.А.

  


ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ «ХАЛЯЛЬ»: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в современное время каждое государство заботится о своем экономическом положении. Развитие рынка и обеспечение его качественным товаром является одной из целей развития экономики, социальной и политической сфер. Для подтверждения качества товара используют различные процессы, одним из таких является процесс сертификации «халяль». Несмотря на то, что данный процесс получил свое распространение относительно недавно, сам процесс и товар, прошедший процесс сертификации пользуются большим спросом. Процесс сертификации «халяль», однако, включает в себя и проблемные вопросы. В статье рассматриваются виды процесса сертификации «халяль», а также различные аспекты процесса сертификации «халяль» с целью выявления проблем и разработки рекомендаций для их решения. Для достижения цели автор анализирует практику Федерации Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов, Российской Федерации и Республики Казахстан   

Ключевые слова:
халяль, процесс сертификации «халяль», стандарт, качество, товар, продукт, JAKIM,Codex Alimentarius, права потребителей   


В современном мире, каждое государство стремится укрепить свое положение на мировом рынке. Для роста товарооборота внедряются различные стандарты, процессы сертификации и маркировка, однако эти внедренияимеют различные проблемы. Процесс сертификации «халяль» не является исключением, несмотря на широкое распространение и наличия множества стандартов, проблемы в данной процедуре имеются, и необходимо найти пути решения этих проблем. Процесс сертификации «халяль» (далее процесс), как процедура проверки товара на соответствие требованиям «халяль», на сегодняшний день является одним из самых востребованных процессов. Товар, который прошел данную процедуру, пользуется большим спросом, «количество сертифицированных продуктов халяль, как указано в Руководстве Директората Исламского религиозного сообщества, достигло 60,76% от общего объема продукции в обращении» [3,с.57]. Вышеуказанный процент указывает на высокий спрос, на сертифицированный продукт «халяль», однако стоит разобраться подробнее в причине столь высокого спроса. Для этого необходимо проанализировать различные стандарты, в соответствии с которыми проводится этот процесс. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса процесса сертификации «халяль» определим значение самого термина «халяль». Для этого мы обратимся к стандарту, подготовленному комиссией CodexAlimentarius, согласно данному стандарту «"halal" означает продукт, разрешенный исламским законом»[2]. Несмотря на то, что стандарт дает значение в виде соответствия исламским законам, на сегодняшний день предпочтение сертифицированной продукции «халяль» связанно не с религией, а непосредственно подтверждением качества товара. Для того чтобы понять почему потребитель отдает свое предпочтение товару, прошедшему процесс сертификации «халяль» и относит данный товар к качественному, необходимо провести оценку содержания стандартов. Сертификация «халяль» проводится по стандартам, которые имеют различные требования. В Малазийском стандарте MS 1500:2009, в положении 3.5.1.6 сказано «Пищевые продукты и напитки, содержащие продукты и / или побочные продукты генетически модифицированных организмов (ГМО) или ингредиенты, полученные с использованием генетического материала животных, не относящихся к законам шариата, не являются «халяль»[4]. Следовательно, стандарты «халяль» исключает наличие генно-модифицированных продуктов (ГМО) и ингредиентов. Помимо отсутствия ГМО, в положениях наиболее распространенных стандартов сертификации «халяль», а именно в стандарте подготовленным комиссией Codex Alimentarius [2] и Малазийском стандарте MS 1500:2009[4] при сертификации «халяль» также исключаются продукты содержащие алкоголь либо иное опьяняющее или одурманивающее вещество[2,4]. Следовательно, в процессе сертификации «халяль» исключаются продукты, в составе которых имеются ГМО, алкоголь и другие виды опьяняющих веществ, а значит потребитель, заинтересованный в отсутствии вышеперечисленных веществ в целях безопасности, вне  зависимости от его вероисповедания отдаст свое предпочтение товару, прошедшему сертификацию «халяль». Таким образом, можно сделать вывод, что продукт прошедший сертификацию «халяль» обладает высоким спросом по причине строгих требований, содержащихся в стандартах, которые позволяют отнести сертифицированный продукт к качественному и безопасному товару. Как было обозначено ранее, процесс сертификации «халяль» осуществляется в соответствии с определенными стандартами. По данным Доклада о состоянии мировой исламской экономики в данной сфере лидирует Малайзия, далее идут Объединенные Арабские Эмираты после другие страны[5]. Стандарты, разработанные в вышеупомянутых государствах, являются наиболее известными и организации, занимающиеся процессом сертификации «халяль», применяют их в своей деятельности, основываясь на авторитет данных стандартов. В Малазийском стандарте MS 1500:2009 имеется положение, согласно которому данный стандарт может применяться как на добровольной, так и на обязательной основе: «Использование Малазийских стандартов является добровольным, за исключением тех случаев, когда они устанавливаются обязательными регулирующими органами посредством нормативных актов, местных подзаконных актов или любых других аналогичных способов»[4]. Как известно процесс сертификации «халяль» делится на добровольный и обязательный. В первую очередь проведем анализ обязательной сертификации «халяль». Практика данного вида сложилась в Малайзии, где существует специальное государственное учреждение JAKIM (Департамент Исламского развития Малайзии) [1], а также в Арабских Эмиратах, где халяль сертификация также находится на государственном контроле, и вопросами сертификации халяль занимается Агентство по стандартизации и метрологии ESMA[6]. Интересным и при этом общеизвестным фактом является то, что данные государства имеют государственную религию – ислам. Следовательно, можно сделать вывод, что обязательный процесс сертификации подлежит строгому контролю со стороны государства, которые для осуществления координации над данным процессом создают специальные органы

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мойсенова А.А. ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ «ХАЛЯЛЬ»: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №2 (23) том 4. С. 48 - 56. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2841 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2841



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.