'
Бондарь Б.А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ *
Аннотация:
на основе системно-правового и формально-догматического анализа законодательства рассмотрены административно-правовые аспекты функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму, а также участия органов внутренних дел в антитеррористической деятельности. Приведены результаты деятельности за 2018 г. и раскрыты перспективные задачи в сфере профилактики терроризма
Ключевые слова:
общегосударственная система противодействия терроризму, борьба с терроризмом, органы внутренних дел, правоохранительные органы
Российская Федерация ведет активную на комплексной основе работу по противодействию терроризму, который представляет серьезную угрозу, как международной, так и национальной безопасности. Обстановка в России в сфере противодействия терроризму остаётся сложной, но контролируемой правоохранительными органами. На совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба, состоявшемся 11 декабря 2018 года, отмечено, что в результате реализации комплекса мер значительно сократилось количество терактов и снизилось число совершенных преступлений террористической направленности. В ходе контртеррористических операций и отдельных оперативно-боевых мероприятий, проведенных в 2018 году, нейтрализовано 65 боевиков, задержано 36 главарей, 236 бандитов и 589 пособников. Пресечена деятельность 37 террористических ячеек, планировавших организовать теракты на территории республик Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и Ставропольского края. Усилен контроль над миграционными потоками в целях предотвращения их использования террористами. Принят ряд мер по повышению эффективности предупредительно-профилактической работы. Скоординированная деятельность всех субъектов противодействия терроризму позволила не допустить террористических проявлений в ходе проведения выборов Президента Российской Федерации и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (1). Важное место в противодействии терроризму занимает деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, которые во взаимодействии с иными органами государственной власти на системной и комплексной основе реализуют мероприятия по профилактике терроризма, борьбе с терроризмом и минимизации (ликвидации) последствий проявлений терроризма. Сохраняющиеся террористические угрозы свидетельствуют о необходимости научного исследование административно-правовых форм деятельности органов внутренних дел в области противодействия терроризму, а также рассмотрения административно-властных полномочий должностных лиц в рассматриваемой сфере. Говоря о взаимодействии субъектов в сфере борьбы с терроризмом и профилактики данного неправомерного явления, нам следует рассмотреть созданную в 2006 году и развивающуюся до настоящего времени общегосударственную систему противодействия терроризму. В рамках проводимой административной реформы, затронувшей вопросы обеспечения национальной безопасности, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» были сформированы принципиально новые подходы к реагированию на кризисные ситуации, обусловленные террористическим угрозами. В рамках реализации поставленных задач 15 февраля 2006 г. издан Указ Президента Российской Феде- рации «О мерах по противодействию терроризму», а 6 марта 2006 г. принят Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Данные нормативные правовые акты, вступившие в силу 10 марта этого же года, заложили основу новой общегосударственной системы противодействия терроризму (далее — ОГСПТ), которая была призвана обеспечить проведение единой государственной политики в указанной сфере и обеспечить защиту основных прав и свобод граждан. Организационная основа данной системы, установленная Федеральным законом «О противодействии терроризму», включает: Президента Российской Феде- рации, который играет ключевую роль, определяя основные направления государственной политики в дан- ной области; правительство Российской Федерации; федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Феде- рации и органы местного самоуправления. Для координации и организации действий субъектов антитеррористической деятельности на федеральном уровне созданы в 2006 году Национальный антитеррористический комитет (далее — Комитет, НАК) и Федеральный оперативный штаб (далее — Штаб, ФОШ), на региональном уровне — анти- террористические комиссии (далее — АТК) и оперативные штабы (далее — ОШ) в субъектах Российской Федерации. В 2015 году дополнительно сформированы ОШ в морских районах (бассейнах) и оперативные группы в муниципальных образованиях и соответствующих морских районах (бассейнах), а в 2018 году принято решение (2) о формировании АТК на территории муниципальных образований. НАК является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также АТК и ОШ. Федеральный оперативный штаб образован в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями (далее — КТО).
Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 4
Ссылка для цитирования:
Бондарь Б.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ // Вестник науки №2 (23) том 4. С. 74 - 85. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2846 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*