'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (23) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  108 просмотров

Кравченко Д.И., Шурупов В.В.

  


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИКОЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности государственного управления энергетикой, описаны основные недостатки текущей системы и примеры негативного эффекта применения в России и других странах. В ходе статьи упоминаются авторы, модели в том виде, котором она есть сейчас   

Ключевые слова:
плановый график нагрузки, Системный оператор, ТЭС, Коммерческий оператор, ЕЭС России, конкурентный рынок, теплоэлектроцентраль, конденсационная электростанция, парогазовая электростанция   


С указа Президента РФ от 14.08.1992 № 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" началась приватизация в энергетике. Приватизация привела к существенному изменению структуры управления в электроэнергетике и, как следствие, к многочисленным негативным явлениям. Так с 2006 года для ТЭС ОЭС Сибири задаются "ломаные" плановые графики нагрузки. Такой режим работы неблагоприятно сказывается на ресурсе основного оборудования, удельном расходе топлива, излишне загружает персонал электростанции. Кто же составляет такие плановые графики нагрузки, ведь известно, что наиболее надежный и экономичный режим работы тепловых электростанций – работа с постоянной нагрузкой? Плановые диспетчерские графики рассчитывает Системный оператор по алгоритму, указанному в "Регламенте проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы", утвержденном Наблюдательным советом Некоммерческого Партнерства "Совет рынка". Такое поведение Системного оператора связано с отсутствием ответственности за надежность и экономичность планируемых режимов, за формирование плановых графиков генерации, обеспечивающих надежные и экономичные режимы работы оборудования. Так в уставе Системного оператора отсутствует задача обеспечения экономической эффективности плановых режимов, а значит, нет ответственности за ухудшение экономичности и снижение ресурсов основного и вспомогательного оборудования ТЭС. За оптимальность режимов отвечает Коммерческий оператор, который при оптимизации плановых графиков не учитывает ухудшение экономичности и надежности работы оборудования ТЭС при изменении нагрузки. Какие выводы можно выявить из сложившейся ситуации: Разделение единого диспетчерского управления на технологическое и коммерческое, произошедшее при реформировании энергетики, привело к снижению экономичности и надежности работы ТЭС. В настоящее время в ЕЭС России функционирует конкурентный оптовый рынок электроэнергии, обладающий многочисленными серьезными недостатками. В числе наиболее важных стоит выделить: – отсутствие механизма финансирования строительства новых генерирующих мощностей; –завышенные цены на электроэнергию для покупателей; –допускается возможность формирования нулевых цен на рынке; –ставит в конкурентные условия электростанции разных типов – теплоэлектроцентрали, крупные конденсационные электростанции, парогазовые – которые в силу конструктивных особенностей находятся в разных экономических условиях; – создаются неравные экономические условия для потребителей электроэнергии одной энергетической зоны; – задаваемые "пилообразные" графики для ТЭС приводят к повышенному расходу топлива и снижению ресурса основного и вспомогательного оборудования ТЭС; – алгоритм расчета плановых графиков и цен крайне сложен, результаты расчета не могут быть проверены Системным оператором, субъектами рынка и органами государственного контроля. Действующая в России модель рынка электроэнергии является по сути неоправданной и ведет к повышению цен на электроэнергию для потребителя и дефициту мощности. Авторами действующей модели рынка являются Ю.А. Удальцов, бывший на то время руководителем Центра управления реформой ОАО РАО "ЕЭС России", А.Б. Чубайс, занимавший должность Председателя Правления РАО "ЕЭС России", и ООО "КАРАНА", являющаяся дочерним подразделением корпорации КАРАНА, базирующейся в США. Оглядываясь на опыт других стран таких как США (основоположник модели конкурентного рынка), Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия и другие страны, в которых также внедрялись модели реструктуризации, предложенные США, и испытавшие на себе кризис в электроэнергетике можно сделать вывод, что не только в России такая модель рынка является неэффективной. Об этом так же свидетельствует нежелание таких стран как Франция, Греция и Ирландия, несмотря на имеющиеся у них определенные обязательства по этому вопросу перед другими странами ЕС, реформировать свои энергетические системы. Результатом отказа от таких реформ являются самые большие резервы мощностей во Франции, которые держатся на уровне 10-11%. В большинстве стран, внедривших конкурентную модель рынка электроэнергии, данная модель была признана неэффективной с последующей сменой концепции. В странах, сохранивших конкурентные рынки, до сих пор не нашли решений для привлечения в электроэнергетику инвестиций для развития отрасли. Возвращаясь к положению дел в ЕЭС России – существует ли такая модель рынка, которая может избавиться от основных недостатков нынешней и привнести положительные эффекты для потребителя и энергосистемы? Такой моделью рынка является – «Единый покупатель».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (23) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кравченко Д.И., Шурупов В.В. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИКОЙ // Вестник науки №2 (23) том 4. С. 123 - 126. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2854 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2854



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.