'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  123 просмотров

Бондаренко И.В.

  


РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы   

Ключевые слова:
педагогика, литература, учебные действия   


Очевидно, что в рамках урока или учебного проекта возможно комплексное развитие всех видов универсальных учебных действий учащихся (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Тем не менее на отдельном уроке или этапе проекта целесообразно фокусироваться на работе с конкретными УУД. Ниже приводятся примеры типовых заданий по формированию и развитию УУД на уроках литературы в средней и старшей школе. Личностные универсальные учебные действия Типовое задание 1. Ответы на проблемные вопросы с опорой на текст. Развитие личностных УУД на уроках литературы лежит прежде всего в сфере индивидуализированного отношения учащегося к прочитанному. Чтобы адекватно передать свои ощущения, мысли, учащиеся должны научиться формулировать тезис и приводить аргументы в его поддержку. Как показывает практика, тезис проще сформулировать путем ответа на вопрос. В качестве типового задания можно привести работу на уроках литературы с хрестоматийным вопросом по повести И. С. Тургенева «Муму»: почему Герасим утопил Муму? Прежде тем предложить учащимся дать развернутый ответ на вопрос, имеет смысл провести совместный мозговой штурм с обязательной фиксацией идей, предлагаемых учениками, на доске. В нашей практике ответы учащихся были следующие:  Герасим не мог идти поперек воли барыни;  Герасим обещал Гавриле, что сам покончит с Муму;  убийство Муму было жестом протеста Герасима;  убийство Муму было жестом отчаяния Герасима;  убийство Муму рационально объяснить нельзя. После мозгового штурма учащиеся получают задание выбрать тот ответ, который они считают наиболее правильным, со своей точки зрения, и обосновать его, опираясь на текст. В контексте личностных УУД данное задание нацелено и на развитие эмоционального интеллекта, поскольку ответ на вопрос потребует от ученика не только рационального поиска информации в тексте, но выражения личного, пропущенного через себя отношения к трагедии героя. Типовое задание 2. Ответы учащихся на проблемные вопросы моральнонравственного характера с опорой на собственный опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности. Развитие личностных УУД предполагает саморазвитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений, формирование активной позиции в осуществлении собственного морального выбора на основе рефлексии, умения выражать эмоциональное отношение к ситуации. Всего этого можно отчасти достичь при работе с текстами психологической прозы, где на уровне сюжета перед читателями – прямо или косвенно – ставятся вопросы морально-этического содержания. В качестве примера такого текста можно привести рассказ Ю. Яковлева «Тяжелая кровь». Фабула произведения сводится к следующему: действие происходит во время Великой Отечественной войны; сын местной учительницы попадает в плен со своими одноклассниками за попытку поджога лесопилки; отчаявшаяся мать просит коменданта помиловать сына, тот дает согласие; когда учительница приходит на место расстрела мальчиков, она, глядя на своих учеников, не может забрать своего сына. Один из ключевых вопросов рассказа, на который учащиеся должны дать ответ, – «Почему мать не спасла своего сына?» Этот вопрос целесообразно обсуждать в самом конце изучения рассказа, проделав определенную подготовительную работу, состоящую из нескольких заданий: Задание 1. Что чувствует мать, когда узнает, что с ее сыном случилось что-то неладное? Внимательно перечитайте текст и заполните таблицу: что мать видит, слышит, чувствует, когда идет на встречу с комендантом. Задание 2. Воспроизведите внутренний монолог одного из мальчиков, приговоренных к расстрелу. Что мог чувствовать Ваш герой или что он мог вспоминать под дулами немецких автоматов? Задание 3. Воспроизведите внутренний монолог матери, когда она приходит на место расстрела и смотрит на своих учеников. Или: воспроизведите молчаливый диалог между учительницей и ее сыном. Выполнение этих заданий призвано психологически подготовить ребят к очень сложному ответу на не менее сложный ключевой вопрос рассказа. Но, прежде чем ребята начнут отвечать на него в письменной форме (и только так!), следует провести общую дискуссию, расставив необходимые акценты. При этом отвечать учащиеся будут, опираясь не столько на текст, сколько на свой опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности. Такой алгоритм действий (подготовительный этап – общее обсуждение – индивидуальный письменный ответ), на наш взгляд, может эффективно работать при изучении любого текста психологического содержания. Регулятивные универсальные учебные действия Наиболее эффективной формой работы учащихся для развития регулятивных УУД нам представляется индивидуальный или групповой проект. Именно в проектных формах взаимодействия учащихся и учителя развиваются навыки целеполагания, планирования, саморегуляции, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Приведем примеры заданий для индивидуального и группового проектов. Типовое задание 1. Индивидуальный проект «Поэтический сборник». Учебный проект «Поэтический сборник» реализуется нами на уроках литературы в 7-м и 8-м классах. Основная задача, которая ставится перед учениками, - создать антологию стихотворений, объединенных общей темой. Поэтапная реализация проекта позволяет учащимся научиться ставить задачи, планировать свое время, создавать законченный продукт своей учебной деятельности. Этапы проекта включают: 1. Совместное знакомство с жанром антологии, выявление характерных черт жанра: единая тема, расположение стихотворений, вступительная статья составителя и др. 2. Совместное обсуждение задач, которые стоят перед составителем антологии. 3. Совместное знакомство с жанром вступительной статьи к антологии. 4. Индивидуальная постановка задач с последующей мини-презентацией идеи сборника. 5. Разработка индивидуального плана-графика работы над сборником. 6. Индивидуальный отбор стихотворений для сборника (учитель выступает в роли консультанта). 7. Написание вступительной статьи к сборнику. 8. Верстка и печать сборника. 9. Репетиции выступлений. 10. Презентация сборников. 11. Рефлексия. В этот план могут вноситься коррективы. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бондаренко И.В. РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №3 (24) том 1. С. 9 - 19. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2859 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2859



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.