'
Колегичев К.М.
ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ *
Аннотация:
в данной статье представлена история правления религиозного лидера аятоллы Хомейни в Иране
Ключевые слова:
аятолла Хомейни, Иран, революция
«Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама.… О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг» - так высказывался идеолог Исламской революции имам Хомейни [1]. На его мировоззрение повлияла как политическая обстановка в стране, так и воспитание. Это был крайне религиозный человек. Он родился в 1900 году в семье шиита Мустафы Мусави, священнослужителя. Однако будучи младенцем, он потерял отца - его убили наемники шаха (что, конечно же, отложилось в памяти Хомейни). Образование будущий лидер революции получил также религиозное - он обучался в соответствующих школах, а в 23 года получил разрешение на преподавание исламского права и философии. Женился он на представительнице религиозной семьи. Таким образом, мы видим, что несколько факторов жизни влияли на религиозное мировоззрение Хомейни. Политика правительства привела к тому, что большинство иранских подданных поддержали аятоллу Хомейни. Проводились многочисленные манифесты, забастовали главные экономические силы страны - нефтяные предприятия. В ходе революции, семья шаха эмигрировала из Ирана, а уже 31 мая 1979 года было образовано новое государство - Исламская республика Иран. Естественно, с идеологом Исламской революции во главе [2]. Вместе с новым теократическим государством появились и новые государственные предписания, новые законы и программы. Если рассматривать их в целом, то Исламская республика Иран полностью пересматривала современное устройство мира в пользу возвращения исконных духовных качеств и ислама. Так, Хомейни создал новую военную организацию, состоящую из шиитов – «Корпус стражей Исламской Революции». Были созданы репрессивные и карательные органы. Началась борьба против оппозиции и этнических меньшинств. Вместе с тем, вводились исламистские законы: регламентировался внешний вид женщины, запрещалось употребление алкоголя и наркотиков (что, естественно, сказалось на уровне преступности), проводилась полнейшая исламизация во всех сферах жизни, а внедрившиеся западные элементы искоренялись. Состоялась и судебная реформа - отныне судопроизводство основывалось на Коране и законах шариата. Исходя из этого, можно сказать, что принципы программы аятоллы Хомейни достаточно традиционные, возвращающие иранское общество к первоначальным религиозным истокам [3]. В программе Хомейни проявились морально-этические мотивы шиитского ислама, что было мощным оружием против влияния буржуазной «массовой культуры» и распущенности нравов. Именно этим он завоевал доверие последовавших за ним идей, ведь тонко чувствовал нужды и мысли этих людей. Индустриализация, урбанизация, появление в Иране иностранных товаров и нравов, взломали традиционные связи. Программа Хомейни была построена таким образом, чтобы это исправить. Еще одним фактором традиционности программы является возврат к аграрному производству. Точно также отвергался путь сборки промышленных предприятий из импортного оборудования, что привело бы к самостоятельному развитию Ирана. Однако в условиях бытующей современности, нужно было найти поддержку среди ряда других групп населения. Так появляется часть новаторства в программе: представители духовенства не занимали бы официальных постов (а только бы направляли правительство), немусульманским национальным и религиозным меньшинств, женщинам, левым организациям (при условии отказа от антигосударственной деятельности) предоставлялась свобода мысли и слова. Идеи, поднявшие народ на переворот, преимущественно основывались на шиизме, который превратился не только в идеологию революции, но и основу нового государства. Можно ли говорить о пропорциях между традициями и новаторством в Иране? Достаточно сложно. Я считаю, что исходя из всех примеров программы Хомейни, оба элемента проявлялись в одинаковой части. До сих пор Иран остается одним из немногих теократических государств, при этом, имея современные демократические органы управления. И, безусловно, на это повлиял аятолла Хомейни, четко и последовательно изложив свои мысли, позицию и стратегию по управлению государством в своей самой известной книге «Исламское правление».
Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 1
Ссылка для цитирования:
Колегичев К.М. ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ // Вестник науки №3 (24) том 1. С. 28 - 30. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2862 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*