'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  108 просмотров

Цыренжапова Е.В.

  


АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье проведен анализ современных реалий реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти. В работе рассмотрены особенности коррупционных проявлений, как изменяющегося явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, как на уровне государства, так и конкретных организаций показал, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества   

Ключевые слова:
государство, коррупция, управление, антикоррупционная политика, система   


На протяжении всей истории российской государственности проблема борьбы с коррупцией и злоупотреблением властью, принимавших формы мздоимства, казнокрадства и лихоимства, являлась актуальной. На современном этапе развития России антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует в первую очередь проработки понятийного аппарата, определяющего объект, субъект и меры его осуществления. При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества [1]. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции. Проблема коррупции в Российской Федерации существовала на протяжении многих столетий и, к сожалению, существует и на сегодняшний день. Само слово коррупция (от лат. «corrumpere») означает уничтожение, подкуп. Данное социальное явление несет опасность стабильности, общественному порядку. Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды[4]. Основной законодательный нормативно-правовой акт, в котором указаны основные понятия, принципы и способы борьбы с коррупционной деятельностью, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «По противодействию коррупции» [1]. В общественном мнении «коррупция» зачастую воспринимается значительно шире, чем определено в законодательстве [6]. Такое понимание говорит о недостаточной политической грамотности, низком уровне правовой культуры, но, в то же время, указывает на недостаточность политико-правового подхода в понимании коррупции для создания эффективной системы антикоррупционных мер. При этом в общественном сознании антикоррупционная политика зачастую охватывает не только борьбу с коррупционными преступлениями, но и решение проблем, порождающих коррупцию. Таким образом, как видно из приведенных выше определений, ни одно из них не является в полной мере исчерпывающим, что связано с универсальностью феномена коррупции, охватывающего различные сферы деятельности общества. В социологической науке, как и в других, при определении черт, характеризующих коррупцию, отмечаются, как правило, отдельные стороны этого явления. Основными причинами возникновения коррупции следует считать: 1) Слабость верховной государственной власти. На протяжении 10 лет, в стране нет социального и политического консенсуса. В стране ликуют постоянные разногласия между исполнительной и законодательной властью. 2) Отсутствие национальной стратегии развития и политика «минимизации государства». У российских либералов и демократов не было стратегии национального экономического развития страны. Идея «минимизации государства» привела к абсолютной минимизации регулирующей роли государства. Данная идея не имеет соответствий с высокоразвитыми государствами. 3) «Раскрепощение бюрократии». После полного устранения идеологической номенклатуры (1991-1992), наступила эра настоящего расслабления бюрократии. Она получила свободу, которая граничит с анархией. В следствие этому наступила эра беспорядка [2]. Российская Федерация воспринимается многими экспертами на мировом фоне как страна с высоким уровнем коррупции и низкими показателями результативности государственного управления, что подтверждается материалами независимых аналитических и статистических исследований. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям. По статистике Прокуратуры Российской Федерации, в 2019 году было зарегистрировано 30 991 факт коррупционной деятельности, что на 1,6 % больше, чем за 12 месяцев 2018 года (30 495). В целом по стране возросло на 14 % (с 3 499 до 3 988) число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). Статистика коррупционной деятельности за последние три года представлена на рисунке 1.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Цыренжапова Е.В. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ // Вестник науки №3 (24) том 1. С. 60 - 65. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2868 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2868



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.