'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 1
  4. Научная статья № 17

Просмотры  117 просмотров

Скопина М.В., Писарев И.Р.

  


ПРОБЛЕМАТИКА ГОРОДОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА НА ПРИМЕРЕ Г. СВОБОДНЫЙ, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы городов, входящих в Дальневосточный федерального округа на примере градостроительного анализа г. Свободный. Проанализирован потенциал г. Свободный состояние планировочной структуры: состояние промышленных, коммунально – складских, жилых районов; транспортная инфраструктура социально-экономическое и природно-экогологическое состояние городского округа   

Ключевые слова:
Дальний Восток, Амурская область, проблематика, город Свободный, анализ города, проблемы   


В советский период формирование центров сосредоточения постоянного населения в регионах Дальнего Востока в значительной степени происходило под воздействием внеэкономических факторов и обуславливалось потребностями обороннопромышленных предприятий в трудовых ресурсах [1]. Облик современных населённых пунктов городского типа формировался в период ускоренного освоения территории как ресурсодобывающей и военно-промышленной базы, что предопределило специфику создаваемых здесь объектов социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения. Целенаправленная политика государства 1970-1980-х годов на привлечение и закрепление населения на Дальнем Востоке способствовала развитию социальной инфраструктуры за счёт государственных инвестиций во всех дальневосточных субъектах РФ. Главным фактором привлечения кадров на Дальний Восток оставался высокий уровень оплаты труда, в 1,5-2 раза превышавший средний заработок по стране. С началом экономических реформ государство, по существу, отказалось от своих обязательств в отношении какой-либо концентрированной экономической политики на Дальнем Востоке [1; 9]. Сильно ухудшилась ситуация с финансированием, текущих затрат на содержание инфраструктуры и жилья. Заводы и предприятия, которые поддерживали за свой счёт детские дошкольные учреждения, школы, жилые дома, инженерные сети, дома культуры, более не были в состоянии поддерживать все эту инфраструктур. В этих условиях попытка местных органов власти самостоятельно финансировать данную инфраструктуру на фоне сокращения источников формирования доходной части местных бюджетов не увенчалась успехом. В итоге дальневосточный округ постепенно потерял свою привлекательность для мигрантов, а проживающее в регионе население отреагировало изменением своего миграционного и репродуктивного поведения [6; 7]. Цель настоящего исследования заключалась в выявлении проблематики в городах Дальнего Востока на примере одного города – г. Свободный. Свободный — город в Амурской области России, административный центр Свободнеского района, площадь 225 км² плотность населения 240, 69 чел./ км². Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на правом берегу р. Зея (приток Амура), в 167 км к северу от Благовещенска. Город Свободный является крупным транспортным узлом и станцией на Забайкальской железной дороге, на территории города расположен речной порт, который осуществляет перевозки грузов во внутреннем сообщении, 2 ж.д. станции. Перевалочная база грузов железнодорожного и водного транспорта. Узел автодорог. Свободный - второй по величине и значению город Амурской области. Территория городского округа располагает полезными ископаемыми, которые  представлены сырьем для строительной индустрии: месторождения глины и суглинков, песчано-гравийного материала. Ранее Свободный был промышленным центром Приамурья, где действовало более десяти заводов и фабрик. Помимо этого, Свободный, который географически находится в центре Приамурья и удачно располагается не только на Транссибе, но и на развязке автодорог и судоходной реки, был центром освоения и снабжения северных районов области. В 90 е годы после перестройки и перехода плановой экономики на коммерческие рельсы все рухнуло. За десять последующих лет город лишился 16 тысяч рабочих мест. Свободный постепенно превращался в населенный пункт со сложной депрессивной экономикой и упадническим настроением его жителей. Безработица и отсутствие перспектив вызвали отток населения. Ежегодно город покидали полтора-два процента жителей. Если в 1989 году Свободный насчитывал почти 80 тысяч человек и был вторым населенным пунктом после Благовещенска, то сейчас здесь проживает 55 тысяч. Сократилась рождаемость, возросла смертность. На 1 января 2017 года численность населения составила 54156 тысяч человек. В рамках программы развития Дальнего Востока в городе активно реализуется закон о «дальневосточном гектаре» на данное время выдано около 3,5 тысячи гектаров в городском округе. По оценке Минвостокразвития России, что благодаря мерам, прописанным в плане, через восемь лет население Свободного увеличится на 10,2 тысячи человек. В рамках поддержки развития региона будет построен мост через Амур, который соединит российский Благовещенск с китайским городом Хэйхэ. Мост будет выходить в территорию опережающего развития «Свободный» Особенность территории городского округа – соседство с Китайской Народной Республикой. Это соседство даёт не только партнёрские связи в сферах бизнеса и туризма, но и должно выгодно представлять Россию. Действующий генеральный план г. Свободного, был разработан институтом «Ленгипрогор» в 1989 году (I очередь – 2000 год и расчетный срок – 2010 г.). Основные планировочные решения генерального плана не реализованы: - не сформирован массив капитальной жилой застройки в центральной части города; - не выдержаны параметры красных линий улично-дорожной сети; - не получила планируемого развития система зеленых насаждений общего пользования; - не реализованы решения по формированию промышленных и коммунальноскладских районов («Ключевой», «Южный»), не осуществлен вынос ряда предприятий. Планировочная структура г. Свободного определяется тремя основными факторами – особенностями его положения (надпойменные террасы р. Зея), линией прохождения Транссибирской магистрали и решениями генерального плана 1912 г., практически полностью реализованного в своих основных положениях. Транссибирская железнодорожная магистраль, проходящая с севера на юг, делит территорию города на ряд поселков – районов города. Кроме того, на организацию планировочной структуры города влияют следующие факторы: - протяженность селитебной территории; - разобщенность районов города, разделенных железнодорожной магистралью ; - местоположение существующих промышленных и коммунально-складских территорий; - сложившаяся жилая застройка, местоположение общегородского центра и центров отдельных районов города; - затрудненность выхода жилой застройки к берегу р. Зеи из-за наличия в прибрежной части значительных промышленных и коммунально-складских предприятий и организаций.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Скопина М.В., Писарев И.Р. ПРОБЛЕМАТИКА ГОРОДОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА НА ПРИМЕРЕ Г. СВОБОДНЫЙ, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ // Вестник науки №3 (24) том 1. С. 85 - 89. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2874 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2874



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.