'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  153 просмотров

Паламарчук А.Р., Андрианова Ю.В.

  


ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема государственного регулирования цифровых финансовых активов в РФ, обозначены пути ее решения, представлен анализ законопроекта «О цифровых финансовых активах», выделены его сильные и слабые стороны, возможности совершенствования.   

Ключевые слова:
цифровые финансовые активы, цифровая экономика, криптоиндустрия, криптоэкономика, токен, криптовалюта, регуляторная среда, законопроект, государственное регулирование   


Интенсивное развитие и постоянное совершенствование информационных технологий оказывают огромное влияние на мировую экономику. В последние годы появились и стали привычными такие понятия как блокчейн, криптовалюты, майнинг, биткойн, ICO, токен. Но довольно долго регуляторы игнорировали эти явления. Однако в 2017 году произошел невиданный рост криптоиндустрии, появилось огромное количество майнеров, блокчейн-проектов, инвестиционных фондов. криптобирж, ICO. Необходимость глобального регулирования отрасли стала очевидна всем. Однако четкой позиции нет: одни страны полностью запрещают любую деятельность, связанную с криптоиндустрией, другие (Сингапур, Швеция, Япония), напротив, предоставляют льготы и поддерживают инновации в области блокчейна. Регулирование сферы криптоиндустрии дает возможность государству держать под контролем денежные средства граждан, получать налоговые отчисления, исключить возможности финансирования криминальных структур, защитить граждан от действий мошенников, создать национальную криптовалюту. В Российской Федерации криптоиндустрия, существуя де факто, до сих пор находится вне правового поля, не имеет официального статуса, и по сути, нелегальна, что является огромной проблемой, требующей незамедлительного решения. Ответом на вызов времени стала разработка и утверждение Правительством РФ в 2017 году программы по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Одно из её направлений предполагает формирование современной регуляторной среды, которая обеспечит оптимальный правовой режим для финансовой деятельности, связанной с использованием современных информационных технологий. 10 октября 2017 г. Президентом РФ было дано поручение о подготовке законопроекта, регулирующего отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов (ЦФА) в РФ. Законопроект «О цифровых финансовых активах» был инициирован Анатолием Аксаковым, главой думского комитета по финансовому рынку. Нормы закона должны начать действовать уже в 2019 году. Государственная дума РФ приняла законопроект в первом чтении в мае 2018 года, второе чтение должно состояться в ноябре. Нужно отметить, что документ, который должен стать краеугольным камнем для правового регулирования криптоиндустрии в РФ, стал предметом дискуссий, жестких споров, вызвал широкий общественный резонанс. Статьи проекта рассматривают предмет регулирования и сферу действия закона, основные понятия криптоэкономики, специфику выпуска токенов. Кроме того, регламентированы правила обращения ЦФА, а также порядок вступления ФЗ в силу. Так, законопроектом вводятся такие основные понятия как цифровая транзакция, цифровая запись, реестр цифровых транзакций, майнинг, валидатор, смарт-контракт и цифровой кошелек. Криптоактивы признаются имуществом, а майнинг — предпринимательской деятельностью. Согласно законопроекту, ЦФА – это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Права собственности на него удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Понятие ЦФА планируется закрепить также в ГК РФ. Законопроект, принятый в первом чтении, признавал видами ЦФА криптовалюту и токен. Однако ко второму чтению в Госдуме законопроект был скорректирован, определение криптовалют из него было убрано. Таким образом, ЦФА признается только токен – актив, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования, он учитывается в реестре цифровых записей. Майнинг же в трактовке законопроекта - это выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Они будут удостоверять права на имущество или на участие в компании. Выпускать токены, подготовив предварительно решение об эмиссии, смогут юридические лица (российские и иностранные), а также индивидуальные предприниматели. Выпуск токенов должен быть обеспечен имуществом (эмитента или третьих лиц). Законопроект разрешит непубличным компаниям удостоверять право участия в капитале посредством ЦФА. Однако, акционерные общества, выпустившие токены, уже не смогут стать публичными. Будут созданы специальные площадки - криптобиржи для размещения ЦФА. Они будут обязаны иметь лицензию, быть зарегистрированы в специальном реестре Центробанка, вести учет персональных данных клиентов и предоставлять доступ к этим данным по запросу госорганов. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Паламарчук А.Р., Андрианова Ю.В. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ // Вестник науки №8 (8) том 2. С. 38 - 42. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/289 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/289



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.