'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  116 просмотров

Заболотина А.А.

  


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, КАК ФАКТОР МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается системный подход, как фактор моделирования изучения русского языка   

Ключевые слова:
русский язык, образование, студенты   


Язык — система, и изучение его в высшей школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функциональной системы. Системный подход требует моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит модель «языковой личности». Приступая к обучению студентов, учитель должен ясно представить себе, какие языковые умения, способности будет иметь студент, прошедший систему обучения. Теория системного подхода как совокупность общепризнанных принципов и методов научного познания получила развитие в трудах таких учёных-методистов, как В.В. Бабайцева, Е.Ф.Глебова, А.Д.Дейкина, Н.Д. Десяева, Э.Д.Днепров, Л.Ю. Максимов, М.В. Панов, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский и др. С позиции системного подхода в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения, взаимосвязанные между собой и образующие целостное единство, – это цели и задачи, подходы к обучению, содержание, процесс обучения, принципы, методы, средства, организационные формы обучения [2]. Внутри системы доминирующая роль принадлежит целям обучения. По мнению А.Н.Щукина, система обучения через посредство перечисленных компонентов реализуется в виде учебно-воспитательного процесса, который является его организационно-структурной единицей, формой же реализации системы являются учебные действия и операции, выполнение которых ведет к формированию речевых умений и навыков [3]. По словам первого из педагогов-ученых, последовательно раскрывшим свое понимание данного процесса, П.Ф.Каптерева, педагогический процесс-это процесс «усовершенствования личности, процесс самобытный, процесс творческого характера». Сущность педагогического процесса – в творческом саморазвитии человека и всестороннем его усовершенствовании [1]. Системный подход, избранный в качестве методологического инструмента, позволяет рассматривать педагогический процесс как целостность, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов и подчиняющуюся общему закону организационного строения и функционирования любой системы. Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого студента необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным. По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи: 1) Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных  пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности. 2) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п. 3) Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д. Ф.И.Буслаев ставит на первый план осознанное усвоение учащимися материала, умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи, соединение «знаний и умений, учения и упражнения». Ф. И.Буслаев обращает особое внимание на роль изучения языка в развитии мышления учащихся, важное место отводя упражнениям. По мнению ученого есть два способа преподавания: студент с помощью преподавателя сам доискивается до истины (эвристический метод) или же получает сведения о языке в готовом виде (догматический метод); при этом первому методу отдается предпочтение. Большое место Ф. И. Буслаев отводит развитию речи учащихся, чтобы ученики научались «выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом». Таким образом, системный подход в обучении русскому языку является совокупностью общепризнанных принципов и методов научного познания. Системный подход состоит из взаимосвязанных структурных компонентов и подчиняющуюся общему закону организационного строения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Заболотина А.А. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, КАК ФАКТОР МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №3 (24) том 3. С. 8 - 10. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2900 (дата обращения: 10.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2900



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.