'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  119 просмотров

Сафарова Ф.Х.

  


МОТИВАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается мотивация как один из путей повышения знаний учащихся по русскому языку   

Ключевые слова:
мотивация, повышение знаний, русский язык   


Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед образовательными учреждениями и перед каждым педагогом - развитие у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность учащегося в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Вместе с тем, необходимость организовать работу по повышению мотивации учащихся вступает в противоречие с тем, что этот вопрос в практике разработан недостаточно. Во-первых, задача повышения мотивации учащихся скорее больше декларируется, чем реально осуществляется в практике обучения. Во-вторых, при наличии у преподавателей отдельных методических решений для развития мотивации учащихся эти сведения зачастую разобщены и не систематизированы. Понятие мотивации является центральным в психологии. Мотивация - (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией учебного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); вчетвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Cуществует много различных причин снижения мотивации учения. Перечислим некоторые. Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся; не владение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом; особенности личности учителя. Как показывает практика, преподаватели далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны преподавателя, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учащихся учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Причинами снижения мотивации зависящими от учащихся являются низкий уровень знаний; несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний; реже – несложившиеся отношения с группой или классом; в единичных случаях – задержки развития, аномальное развитие. Развитие мотивации учения немыслимо у «учащегося вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности надо не только учитывать, из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Только после этого и на основе этого правомерен выбор методов, форм и приёмов обучения. Негативная мотивация определяется такими причинами, как трудность во взаимоотношениях с другими людьми отрицательное отношение к готовым знаниям, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем, избирательный интерес к каким-то одним предметам и др. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека, её сложную структуру. Во – первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы. Они составляют внешнюю мотивацию. Во – вторых, на мотивационно – побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это называется внутренней мотивацией. Внешняя мотивация – это мотивация, определяемая потребностями общества. Такая мотивация связанна с чувством долга перед страной, перед близкими людьми. Внешняя мотивация может быть и узко – личной. Она определяет отношения к овладению языка как к способу самоуправления или как путь к личному благополучию. Мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Внешняя мотивация смыкается с внутренней и подкрепляется ею. При этом если внешняя мотивация выполняет в известном смысле «стратегическую роль», задавая извне движение на весь период учения, то внутренняя мотивация – «тактическую», так как она «подогревается» самим процессом овладения русским языком. Эта мотивация является близкой и актуальной; ведь учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы учащиеся на каждом занятии испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для предмета русский язык. Коммуникативность – это первая и естественная потребность, изучающих язык. Неформальные беседы с учащимися и специальные социологические опросы показали, что независимо от возраста и социального статуса все они осознанно и единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные. Именно учёт личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, т.е. обеспечивает инициативное участие учащегося в учебном или реальном общении. Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учёт шести методически наиболее значимых свойств учащегося как личности: контекста деятельности, личного опыта, сферы желаний, интересов, склонностей, эмоционально – чувственной сферы,  мировоззрения и т.д. Всё это побуждает учащихся к обучению. В соответствии с требованиями к современной дидактике преподаватель должен ставить перед учащимися определённую задачу урока т.к. активность возникает только тогда, когда задача принята учащимися. В процессе обучения русскому языку в целях формирования положительной мотивации целесообразно использование различных современных технологий и методов, творческих заданий и проблемных ситуаций, стимулирующих интерес учащихся к предмету. Немаловажную роль играет и самостоятельные задания, а также различные интересные проекты. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сафарова Ф.Х. МОТИВАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №3 (24) том 3. С. 14 - 17. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2902 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2902



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.