'
Пастухова В.Б.
СИСТЕМА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯСПЕЦИФИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье анализируются проблема низкого уровня самостоятельности учащихся в их исследованиях, возможность создания системы раннего обучения специфике исследования за счет интеграции взаимосвязанных звеньев специально организованной работы учителя, учащихся и их родителей для решения проблемы. Концентрический принцип работы в данном направлении создает условия для полноценного раннего обучения специфике исследования, продуктивность системы доказывается высокой результативностью. Данные, использованные в статье, опираются на результат педагогического исследования автора
Ключевые слова:
специфика исследования, задачи, раннее обучение, системный подход, концентр, школа для родителей, диагностика, уровень качества, результативность
Одной из приоритетных задач современного образования сегодня становится помощь учащимся в освоении таких способов действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, поэтому одно из главных направлений развития нашего образовательного учреждения - это создание условий для организации исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в ФГОС. Основная работа ложится на плечи педагога. Возникает естественный вопрос: почему? Определила две основные причины - это недостаточные знания педагогов для руководства исследованиями учащихся и отсутствие лишнего времени для этой работы. Так как учащиеся не обладают необходимыми знаниями для качественного исследования, где один из главных показателей - это большая доля самостоятельности учащихся, учителям пришлось бы выполнять огромную работу за ученика. Появилось предположение, что если использовать систему раннего обучения учащихся специфике исследования, то качество исследования имеет положительную динамику. А потому следовало выявить взаимосвязь между системой раннего обучения специфике исследования и качественными показателями исследования. Были определены задачи моего педагогического исследования : 1. Изучить и проанализировать современную литературу, отражающую методики раннего обучения. 2. Смоделировать и дать характеристику системы раннего обучения учащихся специфике исследования. 3. Изучить и систематизировать категории качественных показателей исследования и составить таблицы номенклатуры показателей, определяющих уровень качества исследований. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Савенков А.А. и Леонтович А.В. утверждают, что от обучения исследованиям в дальнейшем учащиеся переходят на новый уровень проектно-исследовательской деятельности — деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающей выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Изучив мнения выдающихся психологов и педагогов Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С. "Возрастная периодизация", а также статью Аркадьевой А.В. "Исследовательская деятельность младших школьников," можно понять, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Итак, на основе этих выводов было принято решение смоделировать систему раннего обучения специфике исследования и подготовке учащихся с 1 класса к будущим исследованиям. Характеристика системы раннего обучения специфике исследования, используемой в моей практике. Моделируя данную систему, я учитывала взаимосвязь всех необходимых компонентов на основе сотрудничества учащихся, родителей, педагога. Система включает в себя пять основных компонентов. Диагностическая составляющая системы. С помощью методики А.И. Савенкова «Карта интересов для младших школьников» были изучены интересы учащихся, результаты карты используются для создания условий обучению исследованию на интересном для учеников материале. Урочная деятельность, в которую я включаю элементы исследовательской деятельности. Это создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы; представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ, вывод правил, алгоритмов, доклады учащихся по проблемным вопросам, проведение правильно спланированной опытно-экспериментальной работы, наблюдений. Специально организованное обучение по программе во время кружковых занятий. В рамках внеурочной деятельности ФГОС (интеллектуальное направление) мною была разработана обучающая программа, рассчитанная на 4 года, основной принцип - концентрический подход в обучении. Концентры, каждый из которых представляет собой относительно автономный полный курс, строятся для нескольких ( в моем случае, 4) возрастных групп-классов, последовательно изучающих единую систему концентрических курсов, и по мере взросления и развития учащиеся могут переходить от концентра к концентру, накапливая и фундаментальные знания, и практический опыт их использования. С этой целью в классе реализую программу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас" (1и 2 класс) и "Учимся делать открытия" (3-4 класс)». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, используя мобильную лабораторию, цифровой микроскоп, опыты, придерживаясь изученных правил чистоты проведения опытно-экспериментальной работы, делают свои собственные выводы, знакомятся с другими методами научной и творческой работы. Исследования в домашних заданиях. При подборе исследовательского домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Рекомендуемые предметы: математика, русский язык, технология, окружающий мир, физическая культура, литературное чтение. Школа исследователя для родителей "Вместе растим исследователей": интернет информирование; открытые занятия исследовательского характера; практические занятия с родителями; разработанные памятки по организации исследовательской деятельности для детей, а также для родителей., Уровень качества исследований - относительная характеристика исследовательской работы, связанной с изучением и сопоставлением результативности, методов, средств и ресурсов исследования с установленными требованиями.
Номер журнала Вестник науки №4 (25) том 1
Ссылка для цитирования:
Пастухова В.Б. СИСТЕМА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯСПЕЦИФИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №4 (25) том 1. С. 15 - 18. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2953 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*