Курдюмова М.И. ФИЛОСОФИЯ ФЕМИНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №4 (25) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  6 просмотров

Курдюмова М.И.  


ФИЛОСОФИЯ ФЕМИНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  


Аннотация:
феминизм как социально-политическое движение за правовое равенство женщин, возникшее почти одновременно в Старом и Новом Свете в конце XVIII века, в настоящее время существенно видоизменился. В современном мире идеология и, более того, философия феминизма представляет из себя мировоззрение широкого круга людей обоих полов, которое изначально было направленно на организацию более справедливого общественного мироустройства, без ущемления прав личности из-за его половой принадлежности. Однако актуальная трактовка термина «феминизм» зачастую акцентирует внимание не просто на равенстве, а на большей значимости женщин в устройстве общества. В статье рассматривается идеология феминизма в широком контексте цивилизационного многообразия борьбы женщин за свои права. В рамках проведенного исследования предлагается сбалансированная модель гендерного равноправия, учитывающая различную социокультурную, этническую и политическую специфику   

Ключевые слова:
феминизм, философия феминизма, гендерное равноправие, цивилизационное многообразие, сексизм, обратный сексизм, свобода личности   


Любое социальное движение выбирает своей функцией совершенствование одной или нескольких сфер жизни человека: духовной, правовой, социальной, экономической. С другой стороны, методы можно разделить на одобрительные (позволяющие) и осуждающие (запрещающие) [7]. Для понимания комплексной структуры феминизма необходимо рассмотреть эволюцию этого понятия в его историческом контексте. Несмотря на относительно недавнее появление самого термина «феминизм» идея о том, что женщина может занимать равное мужчине положение в какой-либо сфере, высказывалась еще в Античности. В Библии говорится: «…неверующий муж освещается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…» (1-е послание Коринфянам 7:14), что означает равенство возможностей мужчины и женщины через свою веру привести к спасению супруга. Развитие феминизма разделяют на 3 периода или течения (волны) [1], начало первого из них связывают с Мэри Уолстонкрафт [2] и ее трактатом «Защита прав женщины» постулирующий право женщины самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Первая волна феминизма ставила своей целью политическое равенство, а именно избирательное право и право участия в выборах. Как результат, в 1920 году в США были приняты поправки к конституции, закрепляющие право женщин на участие в политической жизни общества. После успеха первой волны фокус женского движения расширяется на социальную сферу, роль женщины в семье и, кроме того, на сферу профессии и образования. Данный этап разворачивается в 60-80 гг. XX века. Дискриминация женщин в социальных аспектах рассматривается, как следствие сексизма в политике. Ключевым трудом второй волны является трактат Симоны де Бовуар «Второй пол», где вводится мысль о том, что женщина и женственность – это не изначально определенный природой набор качеств, а результат социального угнетения, утверждающего, что женщина девиантна и менее развита. Таким образом поднимаются вопросы навязанности гендерных ролей. Тезис о том, что пол не является фактором, обязывающим женщин заниматься только домашним трудом, детьми и своими мужьями набирает силу. Распространение идей второй волны приводит к социальной революции, притоку на западный рынок труда женщин и к новому пониманию гендерной политики. Что касается третьей волны, она назрела на фоне распространения постструктурализма и постколониальной теории в 90-хх годах XX века. Более того, вторая волна феминизма достигла лишь части своих целей, и в обществе набирали силу антифеминистские идеи. Поэтому идеи, прежде являвшие собой радикальные течения второй волны на данном этапе активно набирают обороты. Поднимаются вопросы идентичности женщины, критикуется традиционное разделение только на две гендерные роли, на их формирование. В центре внимания оказывается сексуальность женщины, как метод раскрепощения от «навязанных» стандартов гетеросексуальности. Таким образом несмотря на то, что третья волна – оппозиция представлениям второй волны, оба течения сосуществуют по настоящий день. Новый акцент приводит к идеологии сильной, наделенной властью, а не просто освобожденной женщины. Пропагандируется эстетика превосходящей, лидирующей в социуме женщины. В России имущественные права женщин не были ущемлены в той степени, как во Франции, СЩА и Англии, поэтому российское движение, зарождавшее с середины 50-хх годов XIX века, занималось социальной, благотворительной работой. Фокус движения был сосредоточен на женское образование и квалифицированный труд, что привело к появлению «Высших женских курсов». Позднее краеугольным камнем стало избирательное право и в 1917 году такое право было предоставлено во всей его полноте. Таким образом Россия была одной из пионеров в женском вопросе. Российский феминизм, в основном, сосредотачивает свои усилия на решении таких проблем, как безопасность женщины (насилие и домогательства), её благополучие (заработная плата, запрет на ряд профессий) и свобода (стереотипы, аборты, проституция). Равноправие – это не абсолютное равенство прав и возможностей. Общество не может относится одинаково к разным личностям. Мужчины и женщины, в большинстве своем, существенно отличаются не только физически, но и психологически. Тем не менее признание равной значимости для общества подтверждается проведенным опросом студентов МФТИ, где порядка 90% опрошенных согласились с равной ценностью обоих полов. Для человека, имеющего оружие и человека, у которого оно отсутствует наказание за причинение вреда кому-либо (в равной тяжести) не может быть одинаковым. Первый человек имеют большую ответственность в силу его больших возможностей. Потому женщина, способная не просто участвовать в зачатии, а способная выносить ребенка, чего лишен по природе мужчина, несет большую ответственность за рождаемость и некорректно говорить, что женщина в абсолютно равной с мужчиной степени права, отказываясь от материнства В России существует большое количество женщин, которые утратили возможность иметь детей из-за аборта и сожалели об этом. Они утратили возможность наслаждения материнством, которому способствует сама природа вынашивания и рождения ребенка. Аборты, тема остающаяся крайне острой в наши дни, активно обсуждается на всех уровнях и во всех государствах в контексте феминизма. В России аборт был декриминализован начиная с образования СССР и до времени правления Сталина, после роста смертности от незаконных абортов были вновь возвращены и по сей день аборт входит в перечень операций, предоставляющийся бесплатно. На Западе феминистки продвинули идеологию того, что ребенок является частью тела матери и потому, женщина вправе распоряжаться им, как посчитает нужным. В Испании, одной из немногих европейских стран криминализирующей аборты, существует несколько причин, позволяющих при их подтверждении врачом провести аборт [4]. Тем не менее, оппозиция выступает за мнение о том, что такая мера лишь повышает коррумпированность испанских врачей. Во Франции высказывания против абортов облагаются большими штрафами [6]. Однако, если люди должны быть равны в возможности высказывать свое мнение, почему мнение традиционное должно быть признано маргинальным? Выражение «убить в зародыше» по-прежнему активно употребляется в наши дни. Проблему с пробками в крупных мегаполисах решают путем проектирования развязок и дорог, предупреждающих возникновение заторов. В Библии говорится, что мысль о грехе – уже грех, поэтому для недопущения его совершения необходимо исключить саму мысль. Зародыш человека – это тот же человек, но на более ранней стадии развития. Убийство новорожденного признается убийством, хотя он также не самостоятелен и не способен жить или, по крайней мере, есть без участия матери. Декриминализация абортов – метод сокращения качества и количества населения. Ответственность – базовое понятие человеческой психики, оба родителя ответственны за зачатого ребенка. Проблема состоит в том, что, в России, например, государство не способно обеспечить выполнение отцами алиментных обязательств

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (25) том 2   


Ссылка для цитирования:

Курдюмова М.И. ФИЛОСОФИЯ ФЕМИНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Международный научный журнал Вестник науки №4 (25) том 2. ISSN 2712-8849. С. 20 - 28. 2020 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2972 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2020