'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (25) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  110 просмотров

Мазурик К.В.

  


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен вопрос профессионального развития педагога общеобразовательной школы. Представлен сравнительный анализ подходов к понятию «профессиональное развитие», «профессиональное развитие педагога». Представлена модель повышения компетенций педагога   

Ключевые слова:
профессиональное развитие, профессиональное развитие педагога, повышение квалификации, самообразование   


На сегодняшний день происходящие изменения в экономической, политической и социальной сферах, влекут за собой изменения и в сфере образования, в частности, в профессиональной деятельности педагога. В связи с этим современному обществу требуются педагогические работники, которые осознают свою роль, стремятся формировать у себя качества, которые отвечают современным требованиям, проектируют собственное профессиональное развитие в соответствии с тенденциями развития общества. В условиях постоянно меняющегося мира профессиональное развитие педагогических кадров является основным фактором качества образования. Стремление развивать образование, модернизировать его материально-техническую базу, обновлять содержание образование не приведёт к эффективному результату, если уровень профессионального развития педагогических кадров не будет соответствовать этим изменениям. Поэтому вопрос необходимости профессионального развития педагога рассматривается в важнейших нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации образования на 2016-2020 годы, Приоритетный национальный проект «Образование». Термин «профессиональное развитие» учителя относится к междисциплинарным понятиям и в разных областях знаний рассматривается через призму особых акцентов. В психологии труда Л.М. Митина рассматривает «профессиональное развитие» как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [0]. При этом Л.М. Митина принципиально обращает внимание на то, что нет абсолютно никакой связи между возрастом учителя и его влиянием на профессиональное развитие. Противоположная позиция у Э.Ф. Зеера [0], который в своей концепции профессионального развития опирается на социальную ситуацию, уровень реализации в профессии и хронологический возраст человека. В менеджменте «профессиональное развитие» — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, т.е. сотрудники должны быть мобильными и способными работать в любых условиях [0]. Фирма будет успешна и востребована только тогда, когда её сотрудники будут акцентировать своё внимание на самообразовании, повышении своих профессиональных навыков, умении находить нестандартное решение любой ситуации. Для менеджмента характерно постоянное развитие, фирмы должны учитывать новые тенденции, а также следить за изменением предпочтений потребителей. Таким образом, профессиональное развитие человека рассматривается с точки зрения решения производственных функций, задач, которые впоследствии приводят к развитию его внутреннего мира, обогащению его новыми знаниями и умениями. В педагогике профессиональное развитие рассматривается как решение профессионально значимых задач – коммуникативных, морально-нравственных, познавательных [0]. В ходе этого учитель овладевает необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств. Ученые, которые занимаются проблемой  профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений [0]. В педагогической науке «профессиональное развитие» имеет множественную характеристику. Согласно определению в педагогическом словаре – «это приобретение новых качеств, освоение новых ролей и функций личности, образовательного учреждения, образовательной системы в целом» [0]. Как отметила Л. М. Митина, «профессиональное развитие педагога-это активная, качественная трансформация внутреннего мира педагога, внутренняя детерминация деятельности педагога, ведущая к принципиально новому образу профессиональной жизни» [0, с.48]. По мнению П.В. Журавлевой, профессиональное развитие педагога – это «приобретение работником новых знаний, умений, навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности, процесс наполнения человеком компонентов профессионального опыта новым, отличным от предыдущего, содержанием» [0]. Однако автор не учитывает творческий аспект данного понятия. Ряд авторов (С.Г. Вершловский, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, Л.М.Митина, Е.И. Рогов, и др.) [0] утверждают, что «профессиональное развитие педагога предполагает интеграцию профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений в педагогическую работу. В то же время педагог открыт новому опыту и знаниям». С точки зрения С.Л. Фоменко, профессиональное развитие – это процесс формирования профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально психологическими особенностями [0]. Таким образом, многие авторы рассматривают профессиональное развитие педагога как расширения его знаний, умений и навыков, которые в последствии  помогают решать профессионально значимые задачи и развивают личностные качества педагога, его внутренний мир в целом. С другой точки зрения профессиональное развитие педагога рассматривается как активный процесс развития его внутреннего мира, формирования профессиональной компетентности, личностных качеств, постоянное самосовершенствование, самообразование, которое приводит к освоению новых качеств, ролей и функции, их интеграция в профессиональную деятельность. В связи с этим современному педагогу необходимо заниматься профессиональным саморазвитием, постоянно самосовершенствоваться, стремиться к развитию как профессиональных, так и личностных качеств. По сути дела, профессиональное развитие учителя - повышение уровня профессионализма, профессиональной компетентности и профессиональной культуры педагогов, а также когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он осознаёт ответственность и своё участие в собственной деятельности, способов её осуществления; когда он активно направлен на совершенствование, изменение самого себя, своего внутреннего мира для достижения желаемых результатов. Поэтому профессиональное развитие педагога представлен как динамичный, целенаправленный, осознанный процесс изменения личностных качеств, которые активно влияют на профессиональную деятельность, выводя на новый уровень саморазвития и самореализации. В связи с этим одним из способов профессионального развития является повышение квалификации, развитие его компетентностей, ведь современному учителю необходимо иметь представление о новых тенденциях постоянно меняющегося общества, и активно применять их в своей профессиональной деятельности. В результате этого учитель овладевает новыми методами, технологиями решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, развивает свои личностные качества. Поэтому нами была предложена модель повышения компетентностей педагога, которая представлена на рисунке 1. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (25) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мазурик К.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №4 (25) том 4. С. 21 - 26. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3004 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3004



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.