'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (25) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  200 просмотров

Насртдинов Р.З., Гареева Р.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ КУЛ «РУКА» *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению фразеологических единиц в татарском языке. В статье рассматриваются подходы к лингвокультурологическому анализу фразеологических единиц с компонентом «кул» (рука). Особое внимание уделяется исследованию внутренней формы фразеологизма, как транслятора культурной коннотации   

Ключевые слова:
фразеология, концепт, коммуникативная компетенция, языковая картина мира, концептосфера, лингвокультурология   


В последние десятилетия фразеология как наука о наиболее устойчивом и специфическом корпусе лексики любого языка привлекает все большее внимание исследователей и появляется огромное количество специальных работ по этой теме. Несмотря на разночтения в лингвистических источниках, все авторы единодушны во мнении о том, что фразеологизмы – это особый способ проекции национального видения мира, менталитета носителей языка. Неоднократно отмечалось также, что национально-культурная специфика фразеологических оборотов выявляется при межъязыковом сопоставлении. В языке закрепляются и фразеологизируются те аспекты, которые ассоциируются с культурно-национальными эталонами, стереотипами, мифологемами. Они формируют значение фразеологической единицы. Фразеологический компонент языка не только воспроизводит элементы и черты культурно-национального миропонимания, но и формирует их. И каждый фразеологизм, если он содержит культурную коннотацию, вносит свой вклад, в общую мозаичную картину национальной культуры. В последнее время создание полного сборника концептов того или иного народа является актуальной проблемой прикладной и теоретической лингвистики. Главная задача этих словарей – как можно подробнее отразить язык и культурный смысл определённого концепта. В словаре концепт рассматривается как лингвокультурная единица. Ориентация лингводидактики на изучение языка как феномена культуры, ее хранителя и средства передачи от поколения к поколению, как средства концептуализации и категоризации знаний о мире, особенности мышления, ментальности требуют нового, более широкого взгляда на роль языка. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся приобретает все большее значение в методике преподавания родных языков. В татарском языке в глубоко научном плане изучено много концептов (например: “родина”, “земля”, “человек”, “мать”, “любовь”, “счастье”, “печаль”, “свет” и др). В формировании татарской языковой картины мира, соматические концепты имеющие большую роль. Наряду с этим, в их число должен входить и концепт күз «глаз». Работы, связанные с исследованием соматических фразеологизмов с компонентом кул «рука», практически отсутствуют. Лексема кул «рука» является одним из единиц, которая имеет большое количество прямых и переносных значений, что определяет богатство многогранного отражения действительности носителями татарского литературного языка. Поэтому, исследование фразеологических единиц с концептом кул «рука», во взаимосвязи с историей народа, его мировидением, культурой, традициями и обычаями определяет актуальность данной темы на сегодняшний день. Концепт кул «рука» занимает важную роль в картине мира татарского языка, связана с идеями соответствия общечеловечности. Значение концепта кул «рука» основывается с отражением в языке. Например, в татарском языке устойчивые словосочетания, составленные на основе кул «рука» больше 250, это указывает взгляд народа на проблему: кулдан килү, кул күтәрү, кул арасына керү, кул бирү, кул салу. Анализ слова-концепта кул “рука” с точки зрения его статуса (природы), содержания, функции, способов реализации показал, что концепт является основной единицей обработки, хранения и передачи знаний татарского народа, которая имеет подвижные границы и вербализуется с помощью знаков человеческого языка, т.е. лексических и фразеологических единиц. Таким образом, концепт кул “рука” представляет собой ментальное, семантическое образование, отмеченное этнокультурной спецификой и вербализующееся с помощью языковых знаков. Кул “рука” в составе фразеологизмов обозначает верхние конечности человека и образно выражает его возможность двигаться и работать. В семантике устойчивых сочетаний находит выражение характеристика движений, действий человека при помощи рук, отражаются его возможности, отношение к вещам и другим людям. Оценка разных черт характера, свойств выражается при помощи фразеологизмов с компонентом кул “рука”: трудолюбивый, способный на многое, профессионал и т.д: Кулыннан эш килү, Кулыннан гөл генә түгелми, Кулында ут уйната; лентяй, неумелый, непредприимчивый: Ике кулы кесәсендә, Кулың черегән нәрсә, Ак Кулыннан берни килми, Кулын кушырып утыра; предатель, вор: Озын куллы, Кулы тик тормый, Кулы пычрак, Аның сулагай кулы бар; человек, который не доводит дело до конца: Кулы авыр; глупый: Кулындагы бармагын да исәпли белми. Как показывает анализ концептосферы лексемы кул “рука”, она имеет широкий спектр значений начиная от значения “кисти руки” → “предплечье; плечи” → до значения “человек вообще, т.е. носитель (обладатель) руки. Анализ слова-концепта кул “рука” с точки зрения его статуса (природы), содержания, функции, способов реализации показал, что концепт является основной единицей обработки, хранения и передачи знаний татарского народа, которая имеет подвижные границы и вербализуется с помощью знаков человеческого языка, т.е. лексических и фразеологических единиц. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (25) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Насртдинов Р.З., Гареева Р.Р. ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ КУЛ «РУКА» // Вестник науки №4 (25) том 4. С. 31 - 34. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3006 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3006



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.