'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (25) том 4
  4. Научная статья № 23

Просмотры  521 просмотров

Шихатов Н.В.

  


ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются тенденции развития масштабов теневой экономики в наиболее экономически прогрессивных, государствах Европейского союза, являющиеся экономической и политической основой Европейских сообществ. Выделяются виды экономических преступлений в данных странах, и анализируется, что служит предпосылками к их возникновению   

Ключевые слова:
теневая экономика, экономическая преступность, экономическая безопасность, Европейский союз   


Экономические отношения граждан стран Европы регулируются императивными нормами национальных законодательств. Нарушение данных норм, в большинстве своем, влечет уголовную ответственность. Пресечение правонарушений в экономической сфере регулируется строгими мерами позитивного права странах – членах Европейского союза. В данной связи, актуальность рассматриваемой темы заключается в определении предпосылок постоянно растущих масштабов теневой экономики, в частности, экономической преступности, в наиболее экономически развитых (на основе размеров ВВП) станах Европы. Развитые страны Европы можно разделить на группы по масштабам теневой экономики [1, c. 233]: оптимальные размеры теневой экономики - Австрия (7,9%), Люксембург (8,2%), Нидерланды (8,8%), Франция (12,6%), Великобритания (9,0%); высокая доля теневой экономики в ВВП - Испания (17,9%), Португалия (17,2%), Италия (20,2%), Греция (22,0%). Теневая экономика Германии. Германия является одним из крупнейших центров теневой экономики Европейского союза. В 2016 г. размер теневого сектора составил 10,8% ВВП. Размер черного рынка в Германии составил 39,6 млр. долл. [2, c. 36] Отмечается, что данный оптимальный размер теневой экономики в Германии позволяет сдерживать повышение уровня безработицы в условиях экономического спада. Среди стран ЕС Германия занимает промежуточное положение по связи уровня налоговой культуры и масштабов теневой экономики. В целях более структурной оценки масштабов теневой экономики Германии, следует обратиться к системе налогообложения ФРГ и ее особенностям. Так, налоговые органы Германии руководствуются в своей деятельности принципами построения современной налоговой системы Германии, сформулированными Людвигом Эрхардом [3, c. 89]. В их число входят следующие: 1. Минимальные налоги: не следует допускать присутствия множественности налогов. 2. Экономическая целесообразность взимания налога: поддержание баланса от получаемых результатов производства товаров и услуг в сравнении с размером налогов. 3. Соответствие структурной политике: соответствие налоговой политики долгосрочным и краткосрочным задачам государства. 4. Уважение частной жизни налогоплательщика: легитимность, оправданность и пропорциональность вмешательства налоговых органов в частную жизнь граждан, в целях предоставления информации, о доходах, расходах, сделках, что осуществляется во блага экономической безопасности и поддержания стабильности в государстве. 5. Обеспечивание справедливого распределения доходов в обществе: снижение социального неравенства, борьба и бедностью. 6. Соответствие величины налогов и размера оказываемых государством услуг: социально-экономическое оправдание государства, посредством видимых позитивных результатов в общественной жизни. Теневая экономика Франции. Франция входит в группу государств, в которых наблюдаются оптимальные масштабы теневой экономики (12,6% за 2016 г.) [4]. Размер черного рынка за 2016 г. составил 9,85 % [4], что является наименьшим показателем среди группы государств, составляющих треть всего теневого сектора Европы (Испания, Италия, Великобритания, Германия, Франция). Отмечается, что масштабы теневой экономики Франции не являются содействующим фактором для сдерживания роста безработицы в условиях экономического спада, в отличие от Германии. Примечательной особенностью теневой экономики Франции является стремительный рост киберпреступности (с 28% до 53% в 2016 г.) [4]. Следовательно, в связи с быстрыми изменениями в последнее десятилетие характера экономической преступности, во Франции местное законодательство признается несостоятельным в его способности оперативно выявлять экономические преступления и эффективно действовать в рамках постоянно усложняющейся противоправной деятельности. Французские законодатели к 2016 г. отмечаются активной позицией в области совершенствования национального законодательства в целях борьбы с экономическими преступлениями на основе принципа субсидиарности ЕС, в отличие от других государств-членов ЕС, только начинающих преследовать данный вектор. В сравнении с Германией, уровень налоговой культуры ниже во Франции, и следовательно это обуславливает больший процент теневой экономики в размере ВВП страны [5]. На основе развития теневой экономики во Франции, наряду с Испанией и Италией, ученые Фрей и Век соответственно вывели индекс "налоговой неморальности" [6]. Подобно структурному анализу масштабов теневой экономики Германии и их взаимосвязи с налоговой системой, следует привести подобную справку по системе налогообложения во Франции, т.к. данная система действительно уникальна. Так существенными особенностями налогообложения во Франции являются следующие [7]: 1. Социальная направленность: система семейных коэффициентов, учет территориальных аспектов в налоговой системе. 2. Преобладание косвенных налогов над прямыми: поступления от косвенных налогов составляют около 60% государственного бюджета. 3. Широкая система льгот и скидок для налогоплательщиков. Более того, особенностью французской системы является и тот факт, что подоходным налогом облагается не физическое лицо, а семья в целом на основе размера семейного коэффициента, который определяется следующим образом: необходимо сложить коэффициенты членов семьи, каждому из которой присуща своя категория. Например, для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи - 3, а для для семьи из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребенком 2; затем необходимо составить отношение совокупного дохода семьи к семейному коэффициенту и получить налоговую ставку [7].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (25) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шихатов Н.В. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Вестник науки №4 (25) том 4. С. 99 - 102. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3023 (дата обращения: 12.07.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3023



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.