'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  91 просмотров

Авдеев Е.В., Троц Д.А.

  


ШКОЛА –ВУЗ – ГОСКОРПОРАЦИЯКАК ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО *

  


Аннотация:
в данной статье представлен проект создания единого образовательного института на трёх платформах (школа, вуз, некоммерческая организация). Это позволит оптимизировать процесс обучения, усовершенствовать систему профессиональной ориентации старшеклассников и повысить качество кадрового состава госкорпораций. Как следствие, вывести российский рынок на новый, более конкурентоспособный уровень   

Ключевые слова:
образование, государственная корпорация, школа, вуз, проект   


Профессиональная ориентация школьников давно занимает приоритетные позиции в системе среднего (полного) общего образования. Однако ни курсы, ни внеурочная деятельность, ни тем более специализация по классам (гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический и др.) не дают стабильно положительных результатов и не являются эффективной помощью выпускникам школы при выборе будущей профессии. Более того, налицо отсутствие преемственности: школа, вуз и организации, куда в дальнейшем трудоустраиваются молодые кадры, чаще всего существуют как обособленные инстанции. Школа далека от науки; то, чему учат в университетах, не жизнеспособно в профессиональной деятельности. Поэтому многие идут работать не по специальности или уезжают за рубеж, а кто-то меняет вузы в поисках себя. В результате крупнейшие государственные корпорации Российской Федерации испытывают дефицит высококвалифицированных сотрудников, мыслящих перспективно и заинтересованных в развитии, несмотря на то что «в Москве активно развивается предпрофессиональное образование, которое направлено на подготовку необходимых городу специалистов». Неоспоримый факт, что в «столичных школах открыты медицинские, инженерные, кадетские, академические (научно-технологические) классы. Предпрофессиональное образование организовано на основе трёхсторонних договоров между школами, вузами и перспективными работодателями» [mos.ru]. Однако эта система не предполагает на настоящее время полноценного вовлечения потенциального работодателя в процесс обучения, он, скорее, заказчик, но не исполнитель. А высокий прорыв в образовании и выход на принципиально новый уровень возможен лишь тогда, когда, мы полагаем, процесс обучения будет основан на равноценном, равноправном и одновременном участии в нём всех звеньев. Вышеизложенные положения свидетельствуют о необходимости новаторского подхода к организации образовательного процесса в России. Очевидно, на наш взгляд, что для более продуктивного и ресурсного образования и, как следствие, высокой эффективности крупнейших некоммерческих организаций требуется создать единый образовательный институт на трёх «платформах»: школа – вуз – государственная корпорация. В РФ «государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся на основании федерального закона» [Федеральный закон, статья 7.1, выделено нами – Е.А.]. Акцентируем внимание на изначальных целях создания госкорпораций! Из  определения следует, что некоммерческие организации указанного типа призваны способствовать социальным, культурным и иным улучшениям в стране в целом, а значит, как нам представляется, оптимизировать ресурсозатратность за счёт максимально эффективного построения своей деятельности. Если сделать госкорпорацию одним из звеньев образовательной платформы, это позволит привлечь высококвалифицированных специалистов на работу внутри страны (а следовательно, предотвратить «утечку» кадров за рубеж), задать системе образования и воспитания учащихся и студентов адекватное целеполагание. Под последним мы подразумеваем «смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального желаемого (целеформирования) и воплощении её в объективно реальном результате деятельности (целереализации)» [Энциклопедия социологии]. Другими словами, учащиеся старших классов заблаговременно ориентированы на работу в той или иной госкорпорации и, согласно этому, выбирают образовательное учреждение для получения высшего образования. В свою очередь потенциальный работодатель заранее имеет представление о будущих сотрудниках и, более того, предоставляет одарённым претендентам на должности условия для профессиональной подготовки. Реализация заявленного проекта представляется нам возможной посредством поэтапного решения следующих задач: 1. Вовлечение в образовательный процесс крупнейших некоммерческих организаций, таких, как, например, АО «Концерн Росэнергоатом», Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Почта России», ОАО «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"» и др. Как видно уже из приведённого (даже небольшого) перечня, деятельность госкорпораций весьма разнопланова, что способно удовлетворить запросы любого учащегося. Заинтересованность госкорпораций обусловливается возможностью целевой подготовки кадров в свой штат. Апробацию данного проекта можно начать осуществлять на базе образовательных учреждений, входящих в ТОП-50 рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников, согласно Департаменту образования. 2. Заключение договора школ с госкорпорациями через Департамент образования об организации совместной деятельности, где некоммерческие организации обязуются предоставить трудоустройство выпускникам школ, прошедшим целевое обучение в высших учебных заведениях. 3. Принцип селективности при отборе претендентов на целевое обучение. Ученики старших классов участвуют в олимпиадах, разработанных Национальным университетом «Высшая школа экономики» по заказу государственных корпораций. Олимпиады проводятся в три этапа: школьный – городской – всероссийский. Победители всероссийского тура удостаиваются права проходить целевое обучение и получают гарантию последующего трудоустройства в госкорпорацию по полученной специальности. 3.1. Олимпиады должны носить уникальный характер, иметь поисковоисследовательскую направленность, практико-ориентированный подход. Например, учащимся может быть предложено создать проект, способный решить технические, инженерные, цифровые и др. вопросы, возникающие на производстве, в управлении, в системе снабжения госкорпораций и т.д. 4. С победителями олимпиад (или с их законными представителями) госкорпорация заключает двусторонний целевой договор, по которому некоммерческая организация направляет будущего сотрудника на обучение в российский или зарубежный вуз, а также обеспечивает ему стажировку по выбранной специальности. Это позволяет сразу применять полученные теоретические знания на практике и изучать специфику будущей профессии. Таким образом, госкорпорации сами взращивают перспективных сотрудников в соответствии со своими задачами и потребностями. Подобный подход, на наш взгляд, повысит качество кадрового состава организаций, а значит, приведёт к более эффективной работе и высокой результативности, и как следствие, увеличит прибыль, сделав корпорацию конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках. Обучающийся же обязуется по окончании учёбы работать в госкорпорации.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Авдеев Е.В., Троц Д.А. ШКОЛА –ВУЗ – ГОСКОРПОРАЦИЯКАК ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Вестник науки №5 (26) том 2. С. 9 - 15. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3047 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3047



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.