'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  93 просмотров

Олимов Н.У.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫХУДОЖЕСТВЕННО-ОБУЧАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы разработки теоретических основ обучения поэтическому тексту при изучении русского языка в таджикской школе на интегрированной основе и выявлению особенностей интегрированного урока по особенностям и характеру поэтического текста   

Ключевые слова:
интегрированное обучение, методика преподавания русского языка, художественный текст, процесс обучения   


Исторически обучение иностранному языку и чтение художественной литературы всегда шли рука об руку, так как художественный текст обладает целым рядом неоспоримых преимуществ. Поэтический язык отличается особой значимостью единиц языка, особой их связью. В поэтическом тексте значение, возникает не только за счет соблюдения определенных правил, но зачастую и за счет их нарушения. К подобному роду «неправильностям» поэтического текста необходимо относиться с особым вниманием при работе с нерусскими учащимися. Особое значение в поэтическом тексте имеет его ритмико-мелодическая оформленность, интонационный рисунок, рифма, аллитерация, ассонанс и т.д. В связи с этим художественный текст считается вершиной в обучении русскому языку и одновременно средством, ведущем к полному владению данным языком в таджикской школе. На наш взгляд, поэтический текст может и должен активно использоваться при обучении русскому языку как неродному в силу следующих причин: 1) простое предложение в поэтическом тексте репрезентировано большим количеством структурных вариантов, лаконичных и многофункциональных; 2) как правило, поэтический текст требует не просто медленного, но многократного прочтения, и это способствует тщательному анализу разных уровней его языковой организации; 3) он легко запоминается в силу своей ритмической организации, благодаря чему происходит обогащение речи иноязычных учащихся совершенными речевыми образцами. Сопоставление стиха и прозы, стиха и разговорной речи дает возможность обнаружить не только специфические особенности поэтического текста, но и огромный потенциал для развития устной речи студентов национального отделения, так как близость стиха и разговорной речи доказана. Выдвинута идея лингвистического анализа художественного текста. Суть ее: приучение учащихся к разысканию тончайших смысловых нюансов выразительных элементов русского языка - необходимый компонент обучения родному языку. Решая вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы "эстетическая функция родного языка не только не терялась за важной и трудоемкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе", создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта (Львова, 1996, 5) возникает необходимость разработки методов филологического анализа поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы для учеников 9-10-11 классов школы. Поэтический текст обладает уникальной спецификой языковых единиц, в связи с чем семантизация текста осуществляется не столько благодаря соблюдению грамматических и синтаксических правил, сколько за счет нарушения этих правил и норм. Поэтому при работе с учащимися, для которых русский язык является неродным, к нарушениям законов грамматики и других языковых нормативов следует относиться с особым вниманием. Существенное значение имеют в поэтическом тексте  невербальные, так называемые паралингвистические средства: интонация, тональность, мелодика, паузация и пр., а также экстралингвистические средства: рифма, аллитерация, ассонанс. Коммуникативная направленность поэтического текста актуализирует принцип ситуативности, что дает возможность рассматривать языковые факты в качестве системы взаимоотношений в среде носителей языка и в зависимости от речевой ситуации. Одним из наиболее эффективных средств речевого развития обучаемых традиционно считаются произведения поэтического творчества, поскольку именно произведения изящной словесности оптимальным средством обучения языку и, одновременно, ведет к максимальному владению языком. В силу того, что поэтический текст обладает огромным обучающим потенциалом, существует необходимость в пристальном его изучении с точки зрения обучения с помощью поэтического текста русскому языку на интегрированной основе в таджикской школе. В связи с этим становится актуальной мотивационная сторона изучения русского языка, которая определяется объективной возможностью приобретения новых знаний и информации, заключается в эмоционально-эстетическом сопереживании образного и смыслового богатства слова. Кроме того, существует личностно-субъективная расположенность к изучению неродного языка, которая определяется желанием овладения культурной грамотностью, необходимостью для личности стать частью изучаемого языка, попыткой вступить в диалог культур, стремлением развивать чутье языка и речевой вкус. Для наиболее эффективного обучения закономерно обращение к социокультурному подходу в обучении русскому языку. Для социокультурного подхода в преподавании языка характерны две тенденции интерпретации фактов языка и культуры в учебных целях: 1) от фактов языка к фактам культуры; 2) от фактов культуры к фактам языка, при условии, что на уроках русского языка изучение поэтического текста станет фактом культуры. Необходимо отметить тот факт, что преподавание русского языка должно быть основано на сопоставлении с родным языком и культурой, которое является важнейшим условием оптимизации и развития преподавания как иностранных языков, так и русского языка.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Олимов Н.У. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫХУДОЖЕСТВЕННО-ОБУЧАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (26) том 2. С. 16 - 19. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3048 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3048



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.