'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 2
  4. Научная статья № 15

Просмотры  104 просмотров

Усова Я.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА *

  


Аннотация:
рассмотрены проблемы функционирования и развития строительных предприятий в регионах России из-за несовершенства институциональной среды отрасли, избыточности государственного контроля, пробелов в отечественном законодательстве и существующей системе государственной поддержки. Обосновывается необходимость внедрения целевых ориентиров отечественных стратегий и программ по формированию и развитию региональных строительных кластеров   

Ключевые слова:
региональная политика, региональные строительные кластеры, институциональная среда, государственный контроль, развитие отрасли   


Целевыми ориентирами отечественных стратегий и программ стали увеличение объемов строительных работ и услуг, ввод в эксплуатацию жилья, помещений для образовательных, лечебных и других учреждений социальной сферы, обеспечения их доступной стоимости, улучшение инвестиционной, инновационной, финансовой и интеллектуально-кадровой обеспеченности отечественных предприятий и организаций строительной сферы. Проблемой возникновения и развития кластерных объединений занимались известные ученые М. Портер, М. Энрайт, С. Розенфельд, Д. Якобс, Е. Леммер, Ж. Мингалева, П. Самуэльсон и другие. Они внесли весомый вклад в развитие теории и практики кластеризации экономики, однако на сегодня актуальным остается региональный аспект развития строительных кластеров, что убеждает в своевременности и важности темы исследования. Положительным считаем и то, что законодатели и представители органов государственного управления (в том числе высшего эшелона власти) осознали потребность и осуществили организационные меры, направленные на устранение большинства существенных и системных недостатков институциональной среды коммерческой хозяйственной деятельности в строительстве. Развитие региональных строительных кластеров на посткризисном этапе эволюции региональных экономик является объективной необходимостью, поскольку позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство ресурсного потенциала за счет инвестиций в перспективные направления экономической деятельности и высокой их эффективности на основе синергетического эффекта и экономии на масштабах деятельности; увеличивать объемы финансово-хозяйственной деятельности субъектов реального сектора экономики путем повышения качества продукции и услуг, оптимизации расходов и ценовой политики, улучшать параметры жизнеспособности и экономической безопасности субъектов строительного и промышленного комплексов, диверсификации их деятельности и создание надлежащих предпосылок для дальнейшего развития. Со своей стороны представители власти, ответственные за развитие региональных строительных кластеров, должны определиться с потенциальными перспективами их создания, стратегией функционирования, концепции формирования и привлечения необходимого инвестирования; оценить потенциальных участников кластера, создать соответствующую инфраструктуру, внедрить интеграционные инструменты взаимодействия и сформировать организационные механизмы функционирования и развития. Региональная политика становления и развития кластеров требует решения таких задач [2]:  определение по результатам мониторинга социально-экономического развития региона приоритетов в формировании региональных производственных и специализированных кластеров;  подготовка региональных программ создания высокотехнологичных кластеров инновационного типа;  поощрение инициативы частного сектора в развитии кластеров путем улучшения организации партнерских отношений их участников;  оказание технической и информационной поддержки, распространения информации о кластерах в деловой среде региона. Безусловно, что реализация мероприятий, направленных на достижение этих и других задач, будет способствовать формированию и развитию территориальных интегрированных систем в строительстве регионов России. Однако известно и то, что компетенции региональных и местных органов государственного управления в России значительно меньше, чем у центральных органов власти, которые могут регулировать указанные процессы с применением налоговой, инновационно-инвестиционной, амортизационной политики, бюджетного финансирования, кредитования и тому подобное. Кроме того, за счет существенной централизации бюджетных ресурсов на сегодня значительно ограниченными являются и финансовые возможности большинства административных единиц. Поэтому важно разработать систему стратегических задач региональной политики развития строительных кластеров с одновременным сочетанием принципа фокусировки на наиболее действенных и необходимых мероприятиях и принципе охвата всех необходимых условий и функциональных направлений и сфер поддержки их становления и развития. В этом контексте следует учесть подход А. Асаула [1]. Ученый пришел к выводу, что ради жизнеутверждения и последующей устойчивой жизнеспособности кластера как самодостаточной, успешной и эффективной организации необходимо наличие таких базовых условий, как наличие инициативы, разработка и внедрения инноваций, распространение информации, привлечение инвестиций, интегрирование и обеспечение интересов участников.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Усова Я.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА // Вестник науки №5 (26) том 2. С. 60 - 64. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3060 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3060



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.