'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  103 просмотров

Авазбаев А.И., Худайберганова М.Э.

  


ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБЫЧНОГО ИЛИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается формирование необычного или креативного мышления у учащихся в процессе обучения   

Ключевые слова:
креативное мышление, педагогика, образование   


Движущей силой четвертой промышленной революции, которая происходит сегодня в мире, является креативность. Когда вы бок о бок, столкнетесь с непревзойденными и удивительными образцами человеческого творчества со всех сторон: электронные услуги, виртуальная реальность, прямоугольные арбузы, урожай без почвы... Все это продукт человеческого воображения, мышления. Сегодня привычное для нас вещи, как книги, музыка, здания, самолеты, даже светильники когда-то создавались в воображении, а затем они созданы реально. Образцы творчества, начиная с изобретения колеса, сегодня бродят по вселенной. Инновации создают комфорт в нашей повседневной жизни, облегчают нашу жизнь, приближают наше будущее. Таким образом, креативность стала неотъемлемой частью прогресса. Во всех сферах востребованы творчески мыслящие люди. Каждый день специалисты компаний, производящих всемирно известные программные продукты, мобильные телефоны, просят новую идею. По мере роста спроса на креативно мыслящих специалистов на рынке труда, актуальной задачей в процессе обучения является формирование и развитие необычных умственных способностей учащихся. До сих пор в системе образования существует множество подходов и методов, направленных не на творческое мышление, а на интерпретацию и анализ, то есть не на понимание и правильное воспроизведение данной информации, а скорее на обобщение и вывод нескольких данных. Итак, как научить воспитателей креативному мышлению? Какие изменения должны быть в мышлении, чтобы создать инновации? Воображение важнее знаний? Чтобы развить в человеке креативные качества, необходимо изначально знать содержание этого понятия. Креативность происходит от английского “create”, что означает создание. Под креативностью понимается творческая способность человека к созданию инноваций, решению проблем. В его основе лежат оригинальность, практичность, необычность и свобода. Также креативное мышление означает всестороннее мышление по конкретному вопросу, подход от разных ракурсов к одной точке. Креативность как категория, развивающая личность, является неотъемлемой частью человеческого мышления, духовности, она проявляется не в многообразии знаний, которыми обладает человек, а в стремлении к новым идеям, реформировании и изменении установленных стереотипов, принятии неожиданных и необычных решений в процессе решения жизненных проблем. То есть, повторяя предоставленные знания, невозможно достичь креативности, в процессе творческого мышления главное условиепоявление новой идеи. Например, если вы не можете написать сочинение, даже если вы вызубрили грамматические правила, запоминая слова, и все они не помогут. Поэтому воображение играет важную роль в процессе творческого мышления. Именно в этом аспекте Альберт Эйнштейн подразумевал, что “Воображение важнее знания”. Часто необычные мысли, решения неожиданно приходят в человеческое воображение.  Человеческий мозг использует шаблоны и стереотипы для “облегчения” своей работы. Стереотипы -это те мысли, которые известны и общепризнаны до сих пор. Мышление на их основе не дает нам никакой новой идеи. Ведущую роль в возникновении форм играют также социальная мысль, которая является приоритетной в обществе, формы и представления, предлагаемые в медиапространстве. С точки зрения того, что человек не отделяется от толпы, он присоединяется к мнению всех. Казалось бы, «плавать по течению» легче, чем самостоятельное мышление. При мышлении через стереотипы возникает привычная информация и обратная связь, когда человеку дается “запрос” на сознание по определенной теме. Например, под «Новым годом» подразумевают насыщенный вкусностями стол, газированные напитки, которые постоянно рекламируются, елку и Деда-Мороза- старика с палкой и мешком подарков - это вид мышления на основе шаблона. Креативно мыслящие люди, даже представляя необычные образы из привычных пейзажей, не замечают тех аспектов, которые никто не продвигает, могут создавать новшества. Самое удивительное, что учебно-воспитательный процесс тоже приучает детей к единому мышлению. Можно увидеть, что знаменитые изобретатели и ученые не были привязаны к тому единообразию в учебном процессе в школе, они не вписывались в формы. Примером тому может служить, например, изгнание из школы Альберта Эйнштейна или “тройка” Дмитрия Менделеева по химии. В видеоролике “Школа разрушает творчество?", подготовленном Кеном Робинсоном, и просмотренном более 5 миллионов раз на YouTube именно об этом говорится. В процессе изучения письма дети могут писать по заданным линиям, работать по образцам при выполнении заданий, давать информацию о том, как понимать произведение на уроках литературы, благодаря хорошей оценке педагогов, дети начинают мыслить в рамках шаблонов. В результате этого, многие молодые люди, когда им давали задание, то стали спрашивать, есть ли образец. Это результат того, что они учатся работать на основе ранее существующих моделей. Для устранения такой ситуации целесообразно уделить большое внимание воспитанию творческих качеств в учебном процессе. Например, учащимся можно задать вопрос типа “На что бы вы потратили, если бы вам дали 86400 сумов в день?". Такие необычные вопросы развивает  такие качества учащихся, как находчивость, сотворчество, креативность, разносторонний взгляд на проблему, раскрытие скрытых аспектов проблемы. Причина в том, что 86 400 означает количество секунд в день. Вопрос заключается в том, чтобы ученик ценил каждую секунду, чтобы не тратил ее впустую. Если ученик не понимает суть вопроса, то креативные и эвристические качества у него считаются низкими. Существует несколько взглядов на мышление на основе формы и стереотипов. Например, полярное мышление — воспринимать все в двух формах- хорошее или плохое, видеть мир белым и черным. На самом деле ничего хорошего или плохого в этом нет, это то, что наши мысли делают. Каждая ситуация и процесс имеют свои плюсы и минусы. Односторонний подход, необоснованные выводы -это также проявления мышления на основе стереотипов. Важно понимать микро и макроосигналы креативности, ее аспекты, связанные с физиологией человека, то есть знать, в каких случаях в человеческую фантазию приходят новые идеи. В учебном процессе больше внимания и времени уделять креативному мышлению учащихся

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Авазбаев А.И., Худайберганова М.Э. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБЫЧНОГО ИЛИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (26) том 3. С. 5 - 8. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3078 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3078



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.