'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  105 просмотров

Бабаева Д.Г.

  


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые проблемы, ограничивающие самостоятельность местного самоуправления, актуализируются вопросы эффективного взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения   

Ключевые слова:
муниципальное управление, органы местного самоуправления, бюджетная системы, местные бюджеты   


Деятельность населения и органов местного самоуправления по решению местных вопросов характеризует местное самоуправление. На сегодняшний день в системе муниципального управления немало проблем: несбалансированность объемов ответственности и ресурсов муниципалитетов; отсутствие четкого разграничения полномочий, их размытость; низкие доходы местных бюджетов; кадровая проблема; низкий уровень участия населения в решении вопросов местного значения и др. 2. Исследуя аспекты нормативно-правовой базы местного самоуправления, можно утверждать, что в Российской Федерации местное самоуправление находится на стадии развития. Что касается правового регулирования местного самоуправления, то в Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы его организации. Так, в статье 12 Конституции РФ указано, что местное самоуправление признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно. Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» носил противоречивый характер: с одной стороны, органы местного самоуправления имели гарантированное право решать свои вопросы самостоятельно, а с другой стороны, предполагал необходимость существенного развития его положений законами субъектов Российской Федерации. Однако практика реализации данной модели законодательного регулирования местного самоуправления носила рамочный характер и привела к негативным последствиям. Впоследствии, в вышеуказанный закон внесли определенные изменения, и уже с принятием ФЗ от 06 октября 2003 года существенно изменилась концепция местного самоуправления: четко обозначились границы полномочий органов местного самоуправления, регулирование которых основывалось на уровне данного федерального закона и иных федеральных законов, либо в уставах, нормативноправовых актах органов местного самоуправления. Что касается полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов местного значения, то они сузились в пределах, предусмотренных в Федеральном законе о местном самоуправлении. Безусловно, остаются незавершенными вопросы ресурсного потенциала территорий: - зависимость местных бюджетов от вышестоящих бюджетов остается высокой - так, например, если рассмотреть исполнение бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан, а их 52, то доходы на 01.04.2019г. в целом составили 9 950 239,7 руб., в том числе: налоговые и неналоговые доходы 2 152 189,2 руб., безвозмездные поступления 7 798 050,5 руб. Расходы на тот же период составили в пределах 9 378 453,7 руб. Результат исполнения бюджета представлен в размере 571 786,1 руб.1; - наблюдается невысокий уровень поступлений местных налогов, который обусловлен незавершенностью процесса передачи имущества в связи с разграничением полномочий по причине некачественной подготовки и оформления перечней  имущества, подлежащего передаче, а также несовершенства правоприменительной практики в указанной сфере и др. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплено в статье 31 БК РФ и регламентируется как принцип самостоятельности бюджетов. Исходя из нормы, указанной в БК РФ и данных бюджетов муниципальных образований республики Дагестан, муниципалитеты могут распоряжаться собственными средствами в пределах 10% доходов, остальная часть – строго регламентированная главным распорядителем система расходования бюджетных средств. Кроме того, при оказании финансовой помощи из федерального центра основными получателями средств являются административные центры субъектов Российской Федерации, которые действуют как самостоятельные муниципальные образования, а это означает, что часть средств оседает в приоритетных муниципалитетах, усиливая разрыв между региональными столицами (районными центрами) в уровне развития социально-экономической жизни и иными территориями. В качестве мер по решению проблем ограничения самостоятельности местного самоуправления следует внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы в вопросах налоговых поступлений в местные бюджеты, установления административной ответственности за некачественное администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предоставление свободного выбора органов местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бабаева Д.Г. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №5 (26) том 3. С. 9 - 12. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3079 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3079



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.